Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 6-ю по Пасхе, о слепом. 2014 г.

30 июня 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Очень часто мы думаем о том, как произошло так, что Спаситель ходил по земле, совершал необыкновенные чудеса, и Его не поверили. Нам кажется непонятным, потому что мы смотрим на эти события со своей стороны, со своего мировоззрения, но никто не знает, как повел бы каждый из нас, случись быть рядом со Спасителем. Потому что такому человеку нужно будет всегда сделать выбор. Этот выбор бывает порой очень трудным. Почему же он бывает таким трудным для людей, даже для грамотных, ученых? Во время пришествия Спасителя Палестина отличалась тем, что там имелось множество всяких школ. Училось практически все население. Эти школы были разные, были фарисеи, саддукеи, законоучители, иессеи. Да и управление страной было теократические. Хотя управление было римским, но верховная власть была у первосвященников. И как же получилось так, что люди, изучавшие Священное Писание, много знавшие и ждавшие Спасителя, не просто Его не приняли, а распяли?
Сегодняшнее евангельское повествование рассказывает нам нашу психологию.  Вообще-то  наш мир появился, как часто повторяют, от греха, но этот грех называть боятся потому, что это суть нашего мира и каждого из нас.  Этот грех называется ложью. Прародителей обманули, и они поверили в ложь и оказались в мире лжи, бесконечной, изворотливой, многосторонней. Этот мир пребывает во лжи или во грехе, который называется ложью. И как не повернись – все это ложь: с одной стороны ложь, с другой стороны по-другому  светится разными оттенками, гранями.

Спаситель как-то шел и встретил слепорожденного, человека, у которого отсутствовали глаза как орган, поэтому Ему нужно было совершить творческий процесс. Он берет, как когда-то взял часть земли, создал человека, немного земли, делает брение и творит глаза. Но посылает этого человека в купальню Силоам, где он омылся и стал зрячим. «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим». (Ин. 9:1-7).
 Но была суббота, его встретили законники и стали вести допрос, как произошло его исцеление? И слепорожденный, ничего не подозревая, так как он считал, как и все, что чудо очевидно и спорить не с чем, рассказал очень просто, что Спаситель сделал брение, он умылся и прозрел. «Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел» (Ин. 9:10-11).
Сотворилось явное чудо. Казалось бы, что можно возразить? Но он говорил, с людьми, которые уже давно, несмотря ни на какие чудеса, в отношении к Спасителю определились. Они решили, что это чуждый им Человек, и это было правдой, потому что они изучали Священное Писание  не для того, чтобы стать умней, а для того, чтобы разглядеть собеседника, найти в нем какие-то противоречия и своей ложью его обличить, а себя оправдать. Так происходило в иудейском обществе. Но в Спасителе никак нельзя было найти никакой неправды. Как Он однажды их спросил: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8:46). И они замолчали.  Потому что неправдой были они, а в Нем неправды не было. И на самом деле, Он был не из их среды. И стали они искать ложь, чтобы Его в  чем-то обвинить. Они не верили никакой очевидности. Им и не нужно было ее видеть.  Они не могли ее увидеть. Потому что каждый видит себе подобное. Лжец видит ложь, а если в нем нет правды, то он никогда истинную правду не увидит ни в ком, даже если она будет очевидна для всех. И тогда они сказали, что этот человек не является праведником, потому что он нарушает субботу, день субботний. Слепой не согласился и сказал, что  он не знает, праведник Он или нет, но Он его исцелил. «Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк» (Ин. 9:16-17).
 С этим нельзя было не согласиться и ответить было нечего.  И тогда она придумали другую ложь. Слепой стал зрячим, и ему нужно было доказать, что он был слепым. «Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет» (Ин. 9:18-21). Тем самым они обличили законников, потому что все знали, что совершенный человек, то есть, тот человек, который в возрасте, может сам о себе свидетельствовать. Не нужно никого было призывать. Он в совершенных годах. Он не маленький ребенок, который не может о себе ничего ответить. Тогда законники стали говорить, что Человек, который исцелил, грешен. «Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник» (Ин. 9:24). Слепой ответил: «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин. 9:25). И стали его спрашивать: «За кого ты Его считаешь? Кто Он?» Слепой исповедовал Спасителя  Пророком. А задали этот вопрос, потому что думали, он испугается их и начнет сам что-нибудь придумывать на Спасителя. Придумает какую-нибудь ложь. Но бывший слепой оказался умным человеком и стоял на своем, говорил, что  «грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин. 9:31-33). Все законники были приведены в смущение, потому что ответить совсем было нечем. И в таком случае, что они должны были сделать? Они просто должны были его обругать, что и произошло. Они его оскорбили,  «Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон» (Ин. 9:34).  Тем самым показывая, что у лжи нет ничего общего с истиной, и никогда она не согласится признать истину, даже если истина будет для всех очевидна, и они не смогут ничем возразить.
Это происходит и сейчас, в наше время, когда люди, привыкшие жить не по правде, в страстях, грехах, полностью осознают свою неправду, совесть их мучает, но они не признают  Бога, не поклоняются Ему, а преклоняются перед страстью, перед грехом, перед диаволом. И такого человека невозможно переубедить до тех пор, пока он сам не начнет себя исправлять, свою жизнь. Поэтому-то начало христианства, как и Спаситель говорил, и Иоанн Креститель, начинается с покаяния, с изменения себя. Когда слепой встретил Спасителя, Тот сказал: «Веруешь ли ты в Сына Божия?» Тот спросил: «Кто Он?» Спаситель сказал, что это Он, который перед ним стоит. И бывший слепой сказал, что верует и поклонился Ему. «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?  Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?       Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.  Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9:35-38).
Всякий человек, который стремится к истине, который ее обретает, оказывается у ног Спасителя, он Ему поклоняется, он в Него верует и Его слушает.
Церковь нам показывает в последнее воскресение Пасхальных недель, что в жизни у каждого из нас бывает трудный выбор между ложью нашего мира и правдой Царствия Божия. И только тот, кто стремится, обретает правду Божию, становится зрячим, видит Спасителя, обретает Его, поклоняется Ему и слушается Его, живет по Его заповедям. И мы, дорогие братья и сестры,  постараемся в своей жизни следовать по этому пути, уклоняться от лжи, грехов и страстей, а стараться жить по истине, творить дела добра и любви и поклоняться своему Творцу и Создателю.
Христос воскресе!
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ