Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о блудном сыне. 2014 г.

30 июня 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь нам вновь рассказывает притчу о блудном сыне.
«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;  и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;  встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою  и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;        и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15: 11-32).
Притча простая, но как-то она иногда не доходит до нашего разума. Нас может смущать то, что сын куда-то ушел, в страну далече. А мы никуда не уходим. Как жили по какому-то адресу, так и домой возвращаемся. Потом этот сын в далекой стране пас свиней, что тоже порой к нам не относится, как мы считаем. И вообще, хороший рассказ, но не про нас.
Зачем же Господь тогда рассказал это людям, а Церковь напоминает об этом рассказе каждый год накануне Великого поста? Потому что блудный сын – это мы, и никуда нам не надо уходить, и свиньи, которых мы пасем, не бегают по полю, а живут в нас самих. Апостол Павел писал: «жительство наше на Небесах» (Флп. 3:20). Эта притча напоминает нам об этом. О том, для чего мы живем и для чего мы созданы.
Господь сотворил человека, чтобы он наслаждался пребыванием с Богом, жил рядом с Ним в Небесных обителях. И вот человек согрешил и далеко ушел от Бога. Тот мир, в котором мы живем – это и есть мир далекий от Бога, страна далече. Это мы, все, что нас окружает, чем мы живем, чем интересуемся – все это страна далече. Все, что отрывает нас от Бога, к чему мы привязываемся, все наши желания, хотения, труд не ради Бога – это страна далече. И свиней-то в ней полно, которые живут в каждом из нас, и мы их пасем и лелеем, потому что дорожим этими свиньями и в них сами превращаемся. Это наши страсти,  желания,  грехи – все это наши свиньи, дорогие для нас. Мы живем в  оторванном от Бога мире в грязи, в страстях и считаем, что это очень хорошо, да и по-другому жить-то вроде не получается. С нами что-то должно произойти, чтобы мы как блудный сын, наконец-то опомнились и поняли, как без Бога нам плохо, и что на самом деле наши страсти нас мучают и не приносят нам ни радости, ни счастья – ничего. А чтобы опомниться, Спаситель говорит, что блудный сын почувствовал нужду. Мы так боимся какого-либо неблагополучия, а уж если болезнь, то это вообще слезы, истерики. А оказывается – это Господь нам напоминает, чтобы мы опомнились в далекой от Него стране, посмотрели на себя и на мир другими глазами и вспомнили, что мы созданы не для того, чтобы вечно жить здесь, валяться в своей греховности и страстях, в своей грязи, а для того, чтобы пребывать с Богом. Если это напоминание на нас действует, то наконец-то мы понимаем:  все, что нас окружает скоротечно. Оно преходяще, не приносит ни радости, ничего, просто отнимает время, создает множество суеты, мы забываем о главном и лишаемся всего: радости общения со своим Творцом. Но вот происходит чудо, может быть, с кем-то, как с блудным сыном, через скорби, страдания, неудобства мы вспоминаем, что радость не в этом мире, а в ином, что наше жительство с Богом на Небесах, как пишет апостол Павел, и стараемся идти к Богу, к своему родному Отцу. И Господь сразу же тем, кто верен Ему, дает все то, ради чего человек был создан. Но на этом пути бывают и препятствия не только от мира, но и от наших близких, от братьев и сестер, как сказано в Священном Писании, от зависти тех, кто нас окружает. «Много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» (2 Кор. 11:26). Потому что человек, получивший от Бога благодать для не имеющего этого дара объект зависти, а порой осуждения и даже борьбы. И не только со стороны людей, но и как многие говорят, что есть еще искушения от духов злобы, которые вносят и в наши мысли различные страхи и боязнь о своем, якобы, будущем. Но какое же у нас может быть будущее без Бога? Мы идем к своему Отцу и боимся за будущее.  Невероятное помрачение ума и глупость. Без Творца человек мертв, как говорит Спаситель, сей сын Мой был мертв и нашелся. Когда мы без Бога и от Него идем, тогда-то нужно бояться за свое будущее, а не когда мы в объятиях своего Творца и Создателя.  Апостол Иоанн Богослов пишет, что совершенная любовь, любовь к Богу и ответная любовь совершенно изгоняют страх (1 Ин. 4:18).
Сегодня Церковь опять нам напоминает перед Великим постом, чтобы мы опомнились, осознали, что находимся в стране греха, далекой от Бога, что в нас невероятное количество свиней и всяких страстей, от которых нам  нужно избавиться с помощью Божией для того, чтобы оказаться рядом с Ним в Его Небесном Царствии.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.