Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о Страшном Суде. 2014 г.

30 июня 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь нам напоминает главную задачу наших трудов здесь, на земле. Задачу покаяния, поста, молитвы: обрести утерянный Рай.

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 14:21).
Почему же Церковь напоминает нам о Рае в последний день перед началом Великого поста? Чем отличается наша жизнь здесь от жизни в Раю?  Священное Писание нам об этом сегодня рассказывает: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:18). Если человек привыкает к чему-то: к знакомым лицам, обстановке, страстям, то его сердце становится занятым полностью всеми своими, как он называет, благами, удобствами. И Господь удаляется все дальше и дальше. Человеку необходимо полюбить Бога, привязаться к Нему, чтобы пребывать с Богом. Как писал апостол Павел, «имею желание разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1:23). А у нас очень часто есть желание пребывать не со Христом, а где-то подальше от Него со своими «благами» и страстями. Священное Писание напоминает нам о нашем лицемерии. Мы ходим в Храм, стараемся исполнять заповеди Божии, желаем от Бога получить очень много, но одновременно можем кого-то не любить, быть жестокими и злыми.  Как-то в нас уживается это лицемерие.  Священное Писание рассказывает об этом, приводит примеры, как Господь кому-то прощает огромные долги, а этот неблагодарный идет и начинает издеваться над своим должником, который должен ему совсем мало  (Мф. 18:24-35). Так и у нас часто бывает. Мы готовы от Бога получить все, даже больше, чем можем вместить в себя, а другому мы отдать ничего не можем. В Раю такого раздвоения не было и не будет. Там будут только те, кто любит Бога, кто полностью посвятил себя Ему, кто отрешился от страстей, своих благ и оказался с Богом.
И может быть, поэтому мы называем суд Божий Страшным. Но как же любящий Бог, который дал нам все, и вдруг Страшный суд? Почему он страшный? От любящего Творца и Создателя? А потому что на этом суде никого не обманешь, и все наше лицемерие, двойная жизнь, все, что мы скрывали и показывали себя иными,   вдруг окажутся наяву. Суд Божий неподкупный, и никто не сможет помочь, и бесполезно будет надеяться на какие-то связи или еще на что-то. Страшен он своей справедливостью и истиной, которой мы все боимся и поэтому лицемерим и притворяемся.  И ужасно боимся, если нас в этом лицемерии кто-то обличит и покажет нашу истинную сущность.
Церковь призывает нас, чтобы мы изменялись уже здесь, на земле. И пост, как некоторые смеются, это не картошку есть. Но, может быть, кому-то и одна картошка поможет, кому-то вода с сухариками, чтобы понять себя, свою прогнившую греховную сущность, чтобы перебороть ее, избавиться от лицемерия и самообмана.  Это тяжелый труд. Церковь призывает к этому. Но с одной стороны, Церковь учит, что, когда ты постишься, то не показывай грустного вида. Это говорит о том, что борьба наша с самими собой должна увенчаться успехом,  благом и радостью. Потому что конечная цель – это вечная радость со Христом и с Богом. И кто не видит этой цели и не радуется ей, тот несчастный человек. А свой подвиг борьбы с самим собой Церковь призывает хранить в тайне. Есть у нас правила церковные, которым мы должны следовать. И Церковь призывает не стесняться поста по церковным правилам, а в тайне хранить, когда человек накладывает на себя что-то большее. Больше того, что предписано в правилах. Потому что у каждого своя мера, в зависимости от образа жизни, от наших немощей и всего прочего.
Сегодня Церковь нам напоминает, чтобы мы стремились к Богу, знали, что только в Нем радость и утешение, и старались быть простыми пред Ним как голуби, приобретали единство внутреннее, избавлялись раздвоенности и внутреннего лицемерия, и преображались  в кротких, послушных и любящих Бога детей.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.