Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия. 2014 г.

30 июня 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Когда мы читаем Священное Писание, то кто-то его не понимает, кто-то, может, понимает неправильно, кто-то, может быть, понимает, но не может исполнить. Также и заповеди Божии. Может быть, кто-то осознает, но не может сделать, или просто не может применить их в своей жизни.  Церковь нас учит тому, что есть люди, которые разъясняют нам смысл Священного Писания, заповеди Божии и то, как их нужно применять в своей жизни. Это святые Отцы. Почему же Господь не каждому человеку, а только лишь немногим открывает Свои Божественные истины?
Как говорил один святой, много в мире великих и славных, но Господь Себя открывает только смиренным. И смиренных оказывается гораздо меньше, несравнимо меньше, чем великих и славных. Поэтому мы, прежде, чем дойдем до смирения, до послушания Богу, будем вынуждены слушаться тех, кто прошел этим путем. 
Сегодня мы отмечаем Торжество Православия, но в то же время мы видим, что православными является совсем малая часть людей, не только в нашей стране, но и во всем мире.  Что постоянно на христиан производят то гонения, то еще какие-то угнетения, то сами православные недружные и отпадают от веры. В чем же Торжество Православия? А Торжество Православия в том, что, несмотря на то, что в течение многих столетий восставал весь мир, вся преисподняя на  немногочисленных православных людей, они не только сохранили веру, пронесли ее в своей жизни, но и оставили своему потомству. Диавол всегда пытался оторвать человека от Бога, чтобы человек не знал Бога, Ему не верил, не исполнял Его заповеди, чтобы извратил понятия о Своем Творце. Сначала появились ереси, которые искажали Святую Троицу, самый непонятный догмат для православных. Он был утвержден. Потом непонятно было, как соединились два естества Божественное и человеческое во Христе. И тоже было множество споров. Потом пытались исказить учение о Божией Матери, отрицали, что Она Пресвятая Богородица. И в конце этих ересей появилась ересь, которая отрицала то, что взирая на образы, можно соединяться с Первообразом. То есть, диавол всегда хотел человека оторвать от Бога: кто угодно твой Творец, пускай даже обезьяна, верь в кого хочешь, но забудь о Боге. Забудь чистое учение и поклоняйся, кому хочешь, считай, что твой отец какая-нибудь горилла. А если ты будешь почитать Творцом и Создателем истинного Бога, то это страшно становится для духов злобы, для тех, кто борется с Творцом и Создателем. 
Мы сегодня слышали евангельское чтение, в котором говорилось о том, что если кто не слушает Церковь, того нужно отвергаться. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;  если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). То есть, человек, с которым не нужно вообще знаться. Не сказано даже, что если он не будет молиться, поститься и так далее, нужно его отвергаться, может, он исправится. А если он не слушается Церкви, ее голоса, заповеди Божии нарушает, то такого человека нужно отвергаться полностью. Почему же? Потому что в нас самих всегда есть дух противления Богу. Это самое трудное, что нам нужно преодолеть. Нам не тяжело молиться. Нам даже не так трудно поститься. Мы можем делать какие-то добрые дела, но перебороть себя порой мы не можем. Приходит человек каяться и тысячу раз повторяет одно и то же, плачет, бьется и ничего с собой сделать не может. Не может нести послушание Богу. Поэтому святые говорили, что послушание выше всего. Если человек преодолел в себе дух противления Церкви, Богу, заповедям Божиим, то все остальное для него не тяжело. Для него совсем несложно попоститься, помолиться, заставить себя еще что-то сделать, потому что он управляет собой. А если мы понимаем головой, что нужно делать так, а поступаем наоборот, и ничего не можем с собой сделать, то тогда у нас опускаются руки. Тогда у нас появляется уныние, мы грустим, и пропадает радость. Потому что человек понимает, что он практически не может себя исправить. Чтобы себя исправить и существует все в Церкви: пост, молитва, Таинства и все прочее. Это только подспорье для того, чтобы научить себя слушаться Бога и не противиться Его благой и всесвятой воле. Поэтому люди порой ходят год, 10, 20 лет, всю жизнь в Храм, но не являются христианами. Потому что все эти годы они противятся Богу и дома, и в Храме – во всяком месте и придумывают для этого тысячи всяких объяснений: и друзей, и врачей, и время, и исторические события и т.д.. Все, что угодно.
Сегодня Церковь нам напоминает о том, что все в руках Божиих. Истина, которую мы храним, нас может укрепить, с Божией помощью нас преобразить, но это тяжелый трудный путь, который предстоит пройти тем, кто желает быть вместе с Богом. Сегодня мы молимся, чтобы Господь дал и нам силы и возможность усвоить Его Божественные истины, претворить их в своей жизни, перебороть самих себя для того, чтобы быть вместе с Богом.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.