Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 5-ю Великого поста. Прп. Марии Египетской. 2014 г.

30 июня 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Церковь сегодня поддерживает нас и показывает, что милость Божия беспредельна, и никакой грех, который совершает человек, не может сравниться с любовью Божественной и Его милосердием.
Сегодня мы вспоминаем преподобную Марию Египетскую, которая ушла очень рано из дома, стала блудницей, 17 лет провела в этом грехе, пришла в Иерусалим, хотела поклониться Животворящему  Кресту  Господню, но не смогла. Затем, после смены ее внутреннего настроения и по поручительству Божией Матери Господь допустил ее приложиться к Животворящему Кресту, и после этого всю оставшуюся жизнь, она еще была совсем молодой, Мария провела одна в дикой далекой пустыне. Ее подвиг был гораздо более велик, чем  грехопадение. Но с чего начинается ее восстание?
Она пришла в Иерусалимский храм, храм Воскресения Господня. Какая-то сила ее не пускала. Она пытается войти раз – ее не пускает какая-то сила. Вокруг много людей. Она думает: «Меня отталкивают, виноват вот этот, вот эта». Смотрит на них, может быть, со злобой, с ненавистью, отходит. Немножко успокаивается, опять идет. Опять ее какая-то сила не пускает. Опять она начинает смотреть, кто же ей мешает? Этот весь народишко, множество его, идет и  ее толкает. А она такая великая, ведь перед ее страстностью, как она считает, упало так много мужчин.  Она считает, что покорила весь мир, и вот здесь какие-то мелкие ничтожные люди создают ей препятствия. А сама она, великая и заслуженная, никак не может подойти. Отходит опять. Успокаивается, идет в третий раз. И опять ее что-то не пускает. И опять она смотрит, что ее отталкивают. И опять в ней ненависть ко всем. Потому что ее кто-то незаслуженно не пускает поклониться Животворящему Кресту. Она отходит и идет четвертый раз. И вдруг происходит ее внутреннее преображение. Она понимает, что никто ее не отталкивает, все эти люди гораздо лучше ее, что страсти и грехи, вся нечистота, которую она собирала со всего мира – это не заслуга, а величайшее болото, в которое она погружена вся. Что это ее грехи и страсти не пускают войти, ее нечистота не дает ей возможности приблизиться к Пречистому Животворящему Кресту Господню. И она меняется, она смотрит на людей, что они все лучше ее. Это она плохая, а все люди замечательные, чистые, гораздо лучше, чем она прожили свою жизнь. И она понимает, что ее трагедия в ней самой, в ее неправильном поведении, отношении к жизни, в ее разгуле, несобранности внутренней. В том, что она не может себя контролировать, в том, что она совершенно во власти каких-то чужих сил и своих страстей. И она начинает плакать и понимает, что  ничем не может оправдаться. Она бы нашла в себе что-то хорошее, но нет ничего. Вся ее жизнь – сплошная грязь, нечистота и больше ничего. И тогда она обращается к Божией Матери, просит Ее быть Заступницей и Поручительницей за нее, что она теперь изменит свою жизнь, никогда не встанет даже кончиком своего пальца в то болото, в котором она пребывала все эти годы. И ненависть обратилась уже не на людей, которые пришли рядом с ней, а на свои страсти, на свои грехи, на свою неправильную жизнь. И вдруг сразу Господь услышал ее покаяние. Он его принял, она вошла, поклонилась Животворящему Кресту, подошла к иконе Божией Матери и услышала, как ей было сказано: «Иди за реку  Иордан и там спасешься!»
И она пошла туда, где не выживают даже дикие звери, откуда они сами стремятся убежать, где нет ни пищи, ни воды. В этих ужасных условиях она пребывала долгие годы. Тут она поняла силу страстей, которые в ней были. 17 лет она пребывала в нечистоте, в грехе блудодейства. Это слово сходно со словом «болото». В этом греховном болоте она пребывала 17 лет, а в пустыне как бы отдавала дань за каждый год прожитой страстной жизни. Она боролась с грехами до полного изнеможения, так что падала, как мертвая лежала много часов и даже дней, не имея ни сил, ни возможности подняться, так она обессиливала от своей внутренней борьбы.  Слабая хрупкая женщина оказалась победительницей в этом ужасном сражении по милости Божией, по заступничеству Пресвятой Богородицы.
Церковь нам показывает, что человек с помощью Божией может победить любую свою страсть, свое падение, подняться, встать и даже стать лучше, чем был. Когда ее встретил преподобный Зосима, то увидел, что  когда она молится, то на локоть поднимается от земли. То есть, на полметра она поднималась над землей. Тем самым Господь показывал видимым образом, что она очистилась внутренне, отошла от грешной страстной земли, пребывающей в грехах и страстях, и живет в чистоте, которую завоевала своим великим подвигом.
Сегодня, вспоминая преподобную Марию Египетскую, дорогие братья и сестры, постараемся и мы посмотреть на себя, не замечая никого, потому что причина наших страстей и болезней – это мы сами. Мы – источник всех своих неприятностей, своих скорбей и своего плохого будущего. Постараемся, пока еще есть у нас возможность и силы, надеясь на помощь Пресвятой Богородицы и на милосердие Божие, на Его любовь к нам, перебороть самих себя, возвыситься над теми страстями и грехами, которые нами владеют, с которыми мы живем и к которым привыкли, и свою жизнь впредь стараться проводить в чистоте, молитве и послушании Богу.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.