Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы. 2014 г.

30 июня 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Днесь спасения нашего Главизна». То есть, сегодня, в день Благовещения Пресвятой Богородицы начало спасения человеческого рода. А какое же спасение, о чем идет речь? Потому что непонятны для нас эти философские понятия, отвлеченные, как мы считаем, от нашей реальной жизни. А это происходит потому, что мы пока еще не живем настоящей духовной жизнm..
Человек был создан для того, чтобы  жить в благодати Божией. Благодать Божия человеку заменяла все. Заменяла и одежду, у него был просветленный разум, у него не было никаких противоречий, он всегда был в прекрасном блаженном состоянии, общался с Богом. И вот человек разорвал узы, которые связывали его с Богом, и лишился благодати Божией.  А без благодати жизни не бывает.  Без благодати только смерть, болезни, скорби, Весь мир оказался во тьме безблагодатной. И поэтому люди  изнывали в ужасных скорбях, в страхе перед будущим, перед смертью. Это была не жизнь, а мучение.  И человек никак не мог вернуть себе благодать Божественную. Потому что не получалось у него, как и у нас всех сейчас, когда мы имеем возможность жить в благодати Божией, не было сил жить в послушании  Богу. Не по законам греховного безблагодатного мира, а по законам Царствия Божия. Иметь Бога в себе, Его Божественную благодать, и совершенно не быть в плену мира, погибающего и умирающего.
 Но вот появилась Девица, Дева, которая Себя полностью посвятила послушанию Богу. У Нее не было никаких «но», Своих желаний. Не было никаких ссылок ни на что. Никаких оправданий и всего прочего. У Нее было послушание Богу и кроме этого ничего другого в жизни не было. Через это послушание, без малейшего противления воле Божией, Она обрела благодать Святого Духа, которую за пять с половиной тысяч лет до Нее потеряли наши прародители. Она жила и не знала об этом, и мир не знал. Но вот явился Архангел Гавриил и сказал Ей простые слова. Этих слов никто из всего человеческого рода не был достоин долгие годы. «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!». Она сумела в грешном мире приобрести ту благодать, которая была когда-то потеряна. Это было необходимо для спасения человеческого рода, для того, чтобы каждый имел такую благодать. Потому что Пречистый Бог, чтобы стать Человеком не мог снизойти в неблагодатную и нечистую утробу.  Это было невозможно.  И вот появилась Пречистая Дева, в которой была благодать Божественная, и Она этой благодатью была очищена. И в эту пречистую утробу мог снизойти Господь, чтобы вочеловечиться.  В этом величайший подвиг Божией Матери.
Никто из нас впоследствии, ни до Нее не был и не будет способен на такой величайший подвиг.  Мы что-то пытаемся сделать, стремимся. У нас самое малое не получается, и всегда мы делаем шаг к Богу и два назад, в сторону. У нас не то, что нет внутренней чистоты, у нас просто нет самого элементарного послушания, самого простого терпения. У нас нет ничего, одни метания. В сегодняшний день, день Благовещения, не только Божией Матери, но всему миру было объявлено, что появилась Та, в которую может вселиться Господь, который родится и преобразит весь мир и даст возможность любому, даже грешному человеку, получить ту Божественную благодать, которая была утеряна.   Лишь бы этот человек прилагал к этому желание, усилие и послушание Богу в молитве, в посте, в терпении и смирении. Появилась такая возможность у всех нас благодаря Божией Матери. И мы за это Ее прославляем, благодарим, молимся Ей, чтобы Она и нам помогла очистить нашу душу, наше сердце, чтобы благодать и  нас наполнила, наши сердца, наши души, и мы обрели радость в Духе Святом. Другой радости у человека быть не может.
Многие приходят в Храм и говорят: «Молимся, молимся, и вдруг наступает такой момент, радость пропадает. Вот все делаешь, и никакой радости нет, скорбь, уныние, тоска какая-то наступает». И говорят: «В Храм не ходили, а радость была». Потому что была радость греховная. Как, например, человек украл и радуется. Согрешил и радуется. Такая нечистая радость, греховная, плотская совершенно неблагодатная. И мы обманываемся, думая, что это на самом деле радость. Соблудила какая-то и радуется и не понимает, что это печаль на всю жизнь. И никогда она уже не станет той, какой была до этого. Так люди  жили, радовались, веселились, выпивали, ездили куда-то, были радостными, как они считали, и вдруг пришли в Храм и говорят: «Даже поговорить не с кем, да и радостей-то никаких». На самом деле, никто и не понимает наши радости. А у христианина радость только в Святом Духе. И получается так, что человек пришел в Храм и лишился радостей плотских, греховных, а радость от Бога, благодать Святого Духа не получает. Потому что не трудится, как нужно. И начинает, как  древние евреи, которые в пустыне вспоминали        жизнь в  Египте и мяса различные, тоже вспоминать, как же было хорошо. Когда сидели, смеялись, пили, пели песни, танцевали и все прочее. Развлекались, на лодке катались и так далее. А чтобы достичь радости о Святом Духе, нужно потрудиться, пройти через какие-то скорби. Не бывает сразу так, что человек плотской веселился и радовался только, когда грех совершал, и вдруг пришел в Храм, и сразу все забылось, и только радость о Святом Духе. Нет, нужно потрудиться, чтобы благодать Божия очистила наши умы и сердца, наши души. И после наших трудов наступает совсем другая радость, совсем другого качества и непонятная для нас. Эта радость не смех, не улыбка, не оскал какой-то, а это радость в тишине, это радость, которую никто понять не может, когда радуются не лицо или зубы, а радуется душа, что она обрела Бога.  И она успокаивается, и ничего уже нас не интересует, и нет никакого смятения, никаких стремлений, а есть блаженство пребывания с Богом.  
В таком состоянии пребывала Божия Матерь с самого Своего рождения  и в Пречистом благодатном Свете,  потому что чистота – это свет необыкновенный. Мы праздновали во вторую седмицу Великого поста память святителя Григория Паламы. Он описывал, что Божественные энергии или Бог – это необыкновенный Свет. Потому что необыкновенная чистота – это необыкновенный Свет. И наши греховные очи не смогут выдержать этой чистоты, этого Света. Поэтому Бога увидеть невозможно для людей, особенно  греховных. Свет, который наполняет вселенную, даже солнечный – это все несовершенный свет, и то мы порой на него смотреть не можем.  И все это в греховном мире. А свет Божественной чистоты – это несравненно более чистый, более яркий Свет, о котором Апостолы говорили на горе Преображения, что даже ризы преобразившегося Спасителя никакой белильщик не мог так выбелить. Такого Света они никогда не видели исходившего от одежд Спасителя, хотя эта чистота была прикрыта человеческой плотью. Пречистый Бог вселился в чистейшую утробу Божией Матери.  
Помолимся Пресвятой Богородице, чтобы Она нам помогла обрести чистоту внутреннюю, и нас наполнила благодать и радость о Святом Духе.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.