Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 6-ю по Пятидесятнице. 2017 г.

31 декабря 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы слышали притчу, как Спаситель исцелил расслабленного.  Сначала Он сказал: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2). Народ возроптал, потому что все иудеи считали, что грехи люди простить не могут, только Бог может простить.  И тогда Спаситель, чтобы доказать свою силу и власть, сказал расслабленному: «Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф.9:6), что и сделал исцеленный.

«Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Мф. 9:1-8).

Как говорят святые отцы, самое страшное зло, которое существует на земле,  это грех. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что такое болезни, слепота – это ничто., а самое страшное зло – это грех. Грех имеет  огромные последствия для тех, кто его совершает. Самый первый ангел, который был над всем воинством Небесным, через грех превратился  в диавола. Человек согрешивший лишился Рая, и все потомство его страдает от этого греха. Грех может превратить человека в столп, как жену Лотову. От греха люди погибали и в потопе, и в огне, как содомляне. Грех – это источник наших бед, причем, наш грех. Поэтому мы никогда не должны искать причину своих болезней, каких-то неприятностей в ком-то, а именно только в себе. Наш грех нам и создает проблемы.

Есть такой грех, как грех хулы на Бога. Он часто одолевает людей, и человек не может от него избавиться. Как-то к Григорию, епископу Римскому, пришел один епископ и стал говорить, что у него хульные мысли на Бога. Святитель Григорий ему ответил: «Разве ты не знаешь, что это грех для новоначальных, а ты просто не обращай на него внимания, не воспринимай его. Это грех не твой, а от диавола. Если ты просто не будешь обращать на него внимания, то он ничего не причинит тебе плохого». А один монах 20 лет боролся с грехом хулы на Бога, и он этот грех стыдился исповедовать.  Он был великим постником, старался исполнять устав очень строго, но этот грех от него не отходил.  Однажды он пришел к одному авве, тот прозрел грех и говорит: «Что же тебя мучает?» Этот монах понял,  что старцу Господь открыл, что его мучает, и сказал: «Да, у меня появляются мысли, что Бога нет, плохие мысли на Него и другое всякое плохое». Тогда старец ему сказал: «Считай, что этот грех на мне, потому что это не твой грех, грех хулы внушается всегда диаволом, и человек, как бы ни пытался с ним бороться, он его не победит, его надо просто исповедовать и не обращать на него внимания». То же самое говорит и святитель Димитрий Ростовский, когда описывает жизнь святителя Нифонта, которого 4 года мучил грех хулы на Бога, отрицания Его и всякие плохие мысли, и когда он пришел к одному старцу, тот сказал то же самое: «Этот грех тебе не принадлежит и не мучайся». И сразу этот грех отошел от святителя Нифонта.

Когда диавол узнает, что мы знаем его козни, что это он пытается нас ввергнуть в какие-то грехи, идти против Бога, когда в нас появляется дух противления, неприятия веры в Бога, тогда надо сразу же исповедоваться. Потому что борьба с диаволом без Таинств, без исповеди, бывает бесполезна даже для многих подвижников. Поэтому, когда в нашу душу проникает какой-либо грех, мы его замечаем, надо сразу же исповедоваться, чтобы снять эту тяжесть с себя, и чтобы мы не были расслаблены как внутри,  так и телесно, как евангельский расслабленный, которого Господь восставил. Восставил только потому, что простил ему грехи. А сейчас нас всех Господь прощает, когда мы приходим к Нему и исповедуемся, когда мы рассказываем Ему о своих бедах и просим, чтобы Он нам помог. Самое главное – это не стыдиться.

В XIX веке один священник посещал тюрьмы, людей, которые были пожизненно осужденные. Когда он заходил к этим осужденным, они все противились, никто не признавал своей вины, говорили, что им плохо, что их Бог забыл, роптали на Бога, что у них нет возможности никогда теперь побывать среди людей и еще что-либо сотворить плохое. Однажды этому священнику ответил один студент, который был заключен как политический революционер, участвовавший в убийствах, и сказал ему: «Зачем Богу надоедать? Я еще молодой, доживу до 80 лет, а сейчас не буду Ему надоедать своими  просьбами, Он знает и без меня, зачем все это нужно». В общем, много наговорил всяких гадостей. Священник ему сказал, уходя из камеры: «А доживешь ли ты до 80 лет? Может, твоя жизнь закончится очень быстро». И ушел. Прошла неделя, он отслужил Литургию в Храме в этой тюрьме, и ему сообщают, что его кто-то ждет. Он вышел и увидел, как студент, который был сильный, здоровый, крепкий высокий мужчина, стоит весь бледный, худой и говорит священнику: «Дай мне какое-нибудь лекарство. В тот же день, как вы ушли, у меня начался кровавый понос и до сих пор не проходит». Священник ему говорит: «Я не могу тебе дать лекарство, потому что запрещено давать что-либо: порошки, какие-то таблетки или пузырьки. Я тебе могу помочь советом – помолись Богу и попроси прощения». Священник ушел, прошло еще несколько дней, ему опять говорят, что его ждет один заключенный. Он вышел, и опять увидел этого студента, который уже стоял на коленях, прислонившись к стене, и вид у него был как у умирающего человека. Он опять попросил помощи. Священник ему сказал: «Я тебе могу отдать просфорку, а ты ее съешь. Если ты верующий, то Господь тебя исцелит». Этот человек взял просфорку, ушел и появился через три дня, стал плакать, целовать ноги священнику, его ризу. Вид его был как у здорового человека. Он сказал: «Как только я съел просфорку, у меня сразу же кровотечение остановилось».

Лишь только человек проявляет свою веру, Господь сразу исцеляет даже таких грешных, которые хулят Его, которые совершают страшные преступления. А когда мы не обращаемся к Нему, не имеем веры, то исцеление, которое Господь творит,  над нами не совершается.

Поэтому, дорогие братья и сестры, слушая евангельское повествование, и мы запомним, что самое страшное зло, которое существует в мире и в нас, это грех. Если мы хотим, чтобы наша жизнь изменилась, чтобы мы из больных превратились в здоровых, были людьми, радующимися жизни, необходимо очиститься от грехов в Таинстве исповеди, покаяться перед Богом. Церковь нам об этом напоминает, а мы постараемся услышать ее голос.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.