Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 15-ю по Пятидесятнице. Свв. блгвв. кнн. Петра и Февронии. 2017 г.

31 декабря 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь отмечает память святых князя Петра и княгини Февронии Муромских.

Эти святые ставятся Церковью нам в образец супружеской жизни. Таких образцов семейной жизни, конечно, в  Церкви множество, но эти люди оказались в разных обстоятельствах. Один был княжеского происхождения, другая была из простого народа, совершенно разное воспитание, множество искушений, которые из-за этого выпали на их долю, но они все совместно перенесли, показывая, что супружество – это не просто удовольствие. Даже тогда, когда ты выходишь замуж за князя, за богатого человека, обладающего огромной властью, все равно это тяжелый жизненный крест. Соединяются две плоти, соединяются две души со множеством недостатков и у одной плоти, и у другой, и у одной души, и у другой. Может быть, есть какие-то плюсы, которых бывает обычно очень мало. Болезни, наследственные недуги и все прочее становятся общими для этих еще совсем недавно чужих людей. Болезни одного, как плотские, так и духовные, становятся болезнями и другого.  И это обязательно всегда будет. Потому что, как сказано в Священном Писании, две плоти становятся одной: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Это в том смысле, что люди настолько близки, что все: любое переживание, любое горе, скорбь становятся общими и нераздельными. А если у человека есть и душевная болезнь, то и это становится общим. И тогда этим двум людям приходится совместно бороться со своими как духовными, так и телесными болезнями.

Если приходит один человек и жалуется на другого, что тот имеет какие-то недостатки, то это не просто глупость, а безумие. Потому что ты же женился, вышла замуж, и то, о чем ты говоришь, не ее и не его, а это общее ваше горе. И не нужно тыкать и говорить, что она не такая, что он неправильный.  Это значит, был обман. Это значит, что тот, кто говорит так, он не хочет быть супругом, а просто по обману решили скоротать жизнь и подумали, что будет хорошо. А оказалось, что тяжестей не уменьшилось, а прибавилось, а желания их исправить стало все меньше и меньше. Это не союз людей, это коммерческое соотношение двух личностей. Это не семья, а просто насмешка над семьей.
 В Священном Писании сказано, что союз мужа и жены должен быть по подобию Христа и Церкви: «Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:24-25).  Как Христос любит Церковь и страдает за нее, и пострадал не однажды, а каждый день в храмах приносится Его искупительная Жертва, и Он готов страдать бесконечно за свою Невесту-Церковь, так и в семье бесконечное страдание. Женился – и сразу с первого дня будешь страдать. Вышла замуж – и страдать, и благоговеть надо перед мужем. С первого дня до конца своих дней. Иначе быть не может. Часто нам преподносят, что семья – это какая-то идиллия, сплошные сексуальные отношения, удовольствия и все прочее. Это не семья. Это сказка, которой никогда не было и никогда в жизни не будет.  В Священном Писании сказано, что «жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33). Но это немножко неправильно переведено. Она должна не бояться, а благоговеть перед мужем, чтить его и нести ему послушание. Нести свой тяжелый женский крест в послушании, в молитве и сохранять этот крест для Бога, стараясь никому не рассказывать о своих проблемах, потому что у всех их хватает. Как начинает рассказывать про свой крест, значит, этот человек решил с ним расстаться. Значит, ему тяжело, не по силам, зачем тогда выходишь замуж или женишься? Проси Бога, чтобы даровал силы закончить свой жизненный путь в любви и согласии, а любовь – это и есть страдание.

В первые века была написана книга «Пастырь» апостольским мужем Ермом, в которой он рассказывает много подробностей о своей семье, о своих многочисленных ошибках. Да и на самом деле, нет человека без греха, без ошибок. Но, несмотря на все это, Господь даровал ему харизматические дары, Дары Святого Духа. И вот, однажды Ерм засмотрелся на одну женщину и внутренне подумал, хорошо бы, она была моей женой. И сразу же потерял все харизматические дары. Благодать отошла. Он никак не мог понять, что же произошло, ведь он ничего, как считал, не сделал. И тогда ему было откровение о том грехе, который он совершил.

Господь показывает, что даже и внутреннее намерение о том, чтобы не быть верными друг другу, сразу же наказывается. Поэтому необходимое условие в браке – взаимная верность. Христианский брак не бывает для всех открытым. Это союз двух людей, и в этот союз не должно ничего попадать извне. И даже внутренняя измена сразу же карается Богом. Да, это тяжело, но ты же знал, что на себя брал, и старайся жить по христианским законам, по правилам, которые дал сам Господь. Раз Он их дал, значит, Он и поможет их нести. То есть, главой семьи бывает Господь. И вот, когда два человека несут в послушании, взаимной верности свой жизненный крест и несут Господу послушание, тогда появляется домашняя церковь. Таких семей практически уже нет. Но Церковь нам напоминает тот идеал, к которому нужно стремиться. Петр и Феврония, несмотря на разность происхождения и воспитания, социального положения и материального состояния, дали совместный обет и никогда, даже в помыслах, не изменяли друг другу. Для них это было совершенно неприемлемо, они боялись подумать об этом.

Сегодня, отмечая их память, дорогие братья и сестры, постараемся и мы стремиться к тому идеалу, который был, который, может быть, существует и сейчас, но если мы сами решили создать семью, домашнюю церковь, то нам необходимо жить так, как учит Церковь в полном послушании Богу и несении своего семейного жизненного креста.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.