Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы. 2017 г.

31 декабря 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшний праздник первый в новом церковном году. Этот праздник открывает дело спасения человеческого рода, и он же показывает, что это дело Божие, а не человеческое. И человек, если не противится воле Божией, то через него Господь может совершить любое великое дело.

Если мы узнаем историю праздника Рождества Божией Матери, то там рассказывается о том, что 50 лет жили святые праведные Иоаким и Анна супружеской жизнью, и Господь не давал им детей. Были они и молодые, крепкие, здоровые – детей у них не было. Были они уже в состоянии, когда человек и в разуме, и в полном сознании набирается мудрости, и все равно Господь не давал им детей. И вот, наконец, подошло время, когда эти престарелые люди должны бы были думать не о том, чтобы у них было потомство, а о своей скорой кончине. Обоим было уже около семидесяти лет, немощи и болезни их одолевали, не было ни сил, ни возможности к деторождению, но постоянные укоры, напоминание о том, что они ведут неправильную жизнь, что у них какой-то грех – это их сильно расстраивало и они боялись своей кончины, думая о том, что несут на себе тяжесть греховную. И вот, тогда, когда человек уже не способен ни к чему, смиряется перед Богом, Господь показывает свою силу. Эта сила совершается в немощи человеческой, в послушании человека Богу. Величайшее смирение приобрели святые праведные Иоаким и Анна, и этим Господь их подготовил к величайшему событию: рождению Той, от которой должен был воплотиться сам Господь.

Церковь нам показывает, что все в руках Божиих, что это Господь совершает все благие дела, которые совершаются на земле. Поэтому все праведники и все святые говорили, что они без помощи Божией ничто и никто. Апостол Павел писал: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1 Кор. 3:5-7).

Престарелые Иоаким и Анна, получившие откровение от Бога, что через них Господь совершит великое дело спасения человеческого рода, смирились еще более и обрадовались послужить Богу даже перед своей кончиной каким-то благим делом и оставить о себе вечную и благую память. О том, что они были престарелыми, говорит и то, что вскоре, после того, как они отдали Божию Матерь в трехлетнем возрасте в Иерусалимский храм, они скончались.

И вот, совершается великое дело – Господь через людей творит дело спасения рода человеческого, рождается Божия Матерь. Это рождение открывает нам величие Божие, Его промысел и любовь к нам и свидетельствует о том, что кроме смирения и послушания у нас нет ничего для того, чтобы наследовать жизнь вечную. Вся жизнь христианина, да и каждого человека, как говорится – это несение своего креста. А несение креста есть смирение и послушание. Среди святых подвижников тоже спасение было только в смирении.

Когда однажды преподобный Макарий Великий нес в свою келью охапку хвороста, навстречу ему шел бес, который хотел его сильно ударить, чтобы преподобный упал на землю и разбился. Но подошедши, он ничего не смог сделать и сказал: «Ты, Макарий, мало ешь, почти ничего не пьешь, а я совсем не ем и не пью. Ты мало спишь, а я совсем не сплю. Но в тебе есть смирение, поэтому я не могу с тобой ничего сделать». Именно смирением прославлялись все люди. Однажды подвижник, который жил в Персии, ходил в Рим для поклонения мощам апостолов Петра и Павла. Это был далекий путь, который занимал иногда много месяцев, иногда годы. Он пришел в Рим и здесь, подходя к мощам, увидел, что идет епископ Римский или, как говорят в народе, папа Римский, Григорий Двоеслов. Он решил ему поклониться. Окружение сказало: «Не кланяйся». Но он все-таки упал на колени и поклонился. Тогда Григорий Двоеслов упал перед ним на колени и не вставал до тех пор, пока не встал этот старый отшельник-подвижник, а после этого дал ему новую одежду в дорогу и материально снабдил. А патриарх Алексангдр, когда его прилюдно оскорблял диакон, попросил у него прощения, также прилюдно сказав: «Прости меня, господин мой, ибо я не прав и согрешил». Хотя он был совершенно прав.

Смирение спасает человека. Смирение – этот тот величайший дар, о котором говорила и сама Божия Матерь, сказав, что Господь призрел лишь на Ее смирение.

Сегодня мы видим, что человеческий род спасается только силой Божией, которая совершается в нашей немощи. Эта немощь, смирение перед Богом, желание послужить Ему, а через Него людям, дарует великие блага человеку. И Церковь нам сегодня напоминает о том, чтобы и мы старались быть послушными Богу, несли свой крест терпения, исполняя заповеди Божии, и Господь чудесно  спасет нас и через нас может совершить благие дела как для всего окружающего мира, так и для общества и  семьи. Мы очень часто забываем об этом, начинаются наши раздоры в семье из-за отсутствия смирения и послушания, раздоры в обществе из-за того, кому править, раздоры между странами опять из-за гордыни и обмана, отсутствия смирения.

Отмечая сегодняшний праздник, дорогие братья и сестры, помолимся святым праведным Иоакиму и Анне, которые всю свою жизнь со смирением несли свой крест поношения совершенно незаслуженно, но этот крест, который они несли, оказался великим и благим и сверкает на Небесном небосклоне и сегодня, и вечно.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.