Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 16-ю по Пятидесятнице. 2017 г.

31 декабря 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами сегодня слышали притчу о талантах. Один Хозяин дал своим слугам таланты: одному пять, другому два, а кому-то один. Ушел,  потом прошло какое-то время, Он вернулся и стал спрашивать, что же сделали рабы со своими талантами. Получившие пять и два прибавили своих пять и два, а получивший один талант закопал его в землю и сказал, что в этом виноват его Хозяин, так как Он злой и недобрый.
«Один Человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;         получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.         Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.  Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 25: 14-30).

Под Хозяином подразумевается Господь. Под Его слугами все человечество. Каждый человек получает при рождении различные таланты: умственные способности, физические данные, интеллектуальные, может, какие-то нравственные таланты, культурные. А возвращение Господина – этот тот момент, когда каждый переходит в жизнь вечную, и приходит к Господину. А период отсутствия – это наша человеческая жизнь. В свою жизнь очень часто мы проводим в лености и небрежении и не стараемся из тех даров, которые получаем, что-то приумножить. Довольно часто получается так, что люди, которые, как им кажется, меньше получили талантов, оказываются более недовольными. Недаром всякие нестроения, революции, войны очень часто начинались с людей, которые были на самом низком уровне  развития, которые не желали ничего делать, жизнь проводили в страстях и грехах. А закопать в землю – это и есть сокрыть свой талант грехами, землей страстей, леностью, пристрастиями. И поэтому эти люди очень часто бывают недовольны, ропщут на Бога. Есть, конечно, среди них и такие, которые за один талант делают множество талантов, но это абсолютное меньшинство.

В этой притче человеку Господь говорит, чтобы он не роптал на то, сколько получил, награда будет для всех одинаковой. С получившего больше больше спросится, с получившего меньше тоже спросится, но меньше, но все равно трудись над собой, не ропщи, не унывай, не говори, что в Храме и в жизни христианской Господь дает какие-то порядки, которые тебе не нравятся. Все святые подвижники, да и простые люди, на своей жизни чувствуют, как Господь помогает, соработничает вместе с нами и учитывает каждое дело, сделанное ради Него.

Один подвижник жил долгое время вдалеке от источника воды. Он ходил за водой много километров, и вот, однажды он подумал: «А что же я хожу постоянно за водой, а не лучше ли мне будет сюда переселиться поближе к источнику?» А потом стал думать: «Ну, так-то я вдалеке, провожу свою жизнь в тишине, никто меня не тревожит, а здесь будет больше суеты». И вдруг он увидел, что кто-то за ним идет. Он повернулся и увидел путника и спросил его: «А что ты здесь делаешь?» Он ему ответил: «Я Ангел Божий и считаю каждый твой шаг, потому что за это тебе будет награда от Бога». Тогда отшельник сразу же отбросил свою мысль переселиться поближе к источнику.

Есть такой рассказ о том, как жили два портных, один имел семью: жену, много детей, родителей, которых он кормил, а другой жил один. Тот, кто имел большую семью и кормил своих родителей, ежедневно ходил в Храм, и у него было всего в достатке. А тот, который жил один, совсем не ходил в Храм или редко, по большим праздникам. И, несмотря на то, что он работал даже в праздники, ему всегда не хватало на его жизнь. Он очень злился на своего соседа, считал, что лучше шьет, но почему-то у него все время была скудость во всем. И вот, однажды он спросил своего соседа: «Откуда ты берешь столько средств, что питаешь и большую семью, и много детей, и родителей? Я вот живу один, и мне не хватает». И тот ему ответил: «Когда я хожу в Храм, то я всегда нахожу небольшой клад золота и на эти средства я живу. Если хочешь, давай ходить вместе со мной». Они стали ходить вместе. Конечно, сосед ничего не находил. Прошло какое-то время, и портной, который был одиноким и роптал, вдруг стал жить благополучно, и у него на все всегда хватало. Тогда он пришел к соседу и говорит: «Я все понял, что это Господь мне помогает. Но ты обманул меня, сказав,  что находишь каждый раз какой-то клад». Он отвечал: «Я тебя не обманул, потому что я нахожу клад Божественной благодати, Божественных Даров, и моя душа, моя жизнь ощущает помощь Божию, я живу с радостью и все от Бога имею».

А то, что ленивые,  нерадивые и тунеядцы не наследуют Царствия Божия, одному монаху было откровение, монаху Афанасию. Он как-то думал, что христиане такие разные: кто-то трудится, молится, кто-то нерадит о своем спасении, что же будет со всеми? И вот, однажды ему было откровение. Он попал в Райские обители, увидел необыкновенную красоту, и за стеной у ворот множество народа пело песнопения, восхваляло Бога. И вот, они начали стучать в ворота, чтобы их  впустили. Тогда Ангел Божий им сказал: «Те, кто не трудились, нерадиво жили, никогда не наследуют Царствие Божие, идите и потрудитесь, чтобы попасть в Царствие Божие, потому что Господь сказал, что только трудящийся, труженик попадает в Царствие Божие. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

Это говорит о том, что многие приходят в Храм, но не для того, чтобы потрудиться, а для того, чтобы или скоротать время или сделать отметку, что я что-то сделал, а потом мне за это будет очень и очень много. Без труда человеческого никогда ничего не бывает. Потому что заповедь о любви подразумевает, что эта любовь не мертвая, а живая. Человек живой, любящий Бога не может ничего не делать ради Него. Если он ничего не делает, а тем более, ропщет и не исполняет заповеди Божии, то он, значит, и не христианин и пытается обмануть себя и других громкими песнопениями или свидетельствуя, что он, якобы, христианин. А свидетельство это в нашей любви, в наших трудах по отношению к Богу.

Сегодня Церковь нам опять напоминает, чтобы не надеялся кто-то из нас ропщущий, ленивый, не желающий ничего сделать ради любви к Богу и ближним, что он обретет  Царствие Небесное. И мы, слушая сегодняшнее Евангелие, дорогие братья и сестры, постараемся в своей жизни приумножать тот дар, который дал нам Господь, использовать все наши силы именно на служение Богу и ближним. Почему с первых веков христианства и Апостолы, и святители порицали всякие театральные действия, ристалища, соревнования и все прочее? Потому что человек, получивший талант от Бога, использует его не для того, чтобы приумножить и этим талантом помочь своим ближним, а чтобы возгордиться, сказать, что он не такой как все, что он имеет какие-то привилегии. Получивший таланты, но здесь за свою лень и нежелание использовать для ближних не обретет никогда Царствие Божие.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ