Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 17-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении. 2017 г.

31 декабря 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали евангельский рассказ о том, как однажды к Спасителю подошла женщина Ханенеянка и стала Его просить и умолять об исцелении ее дочери. Спаситель ей не отвечал. Ученики уже стали Его просить, чтобы Он отпустил ее, и тогда Он ответил, что пришел только к погибшим овцам дома Израилева. А женщине сказал, что нехорошо брать хлеб у детей и бросать псам. После такого отказа, конечно, по  крайней мере, современная женщина обиделась бы и ушла. А эта женщина оказалась крепкой веры, надежды на помощь Божию и не переставала просить и говорила, что псы (себя и свою дочь она называла псом) питаются крохами, которые падают со стола господина. Тогда Господь сказал ей, что велика вера ее, и дочь  тот час исцелилась.

«И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.  Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.      Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15;21-29).

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания. Потому что практически все чудеса, о которых рассказывается в Священном Писании, Господь совершал для того, чтобы донести какие-то истины до людей, для того, чтобы показать чужую веру, насколько она велика, как нужно себя вести пред Богом и своим Творцом. Его чудеса имели воспитательное значение. А так как народ иудейский был духовно воспитанный в законе Моисеевом, который мог больше различить добро и зло, Господь и совершал чудеса среди израильского народа. Потому что этот народ мог воспринять те истины, с которыми Он пришел на землю, чтобы донести до ума, сердца и души человека. Но очень часто, практически всегда, наши болезни, скорби, различные жизненные тяготы имеют какой-то свой внутренний смысл. Они не оторваны от нашей жизни. Они не оторваны от нашего поведения. Они всегда имеют для нас огромное значение.

Однажды один подвижник из египетской пустыни пришел в Александрию. Вошел в храм, увидел женщину в черном, которая стояла перед иконой на коленках, горько плакала, о чем-то просила Спасителя. Рядом стоял слуга.  Подвижник подошел к слуге и сказал: «Когда женщина отойдет от иконы, скажи, чтобы она подошла ко мне». Женщина молилась, плакала, просила о чем-то, повторяла слова: «Господи, Ты меня забыл». И вот, когда она отходила от иконы, слуга сказал ей, чтобы она подошла к подвижнику. Она спросила: «Авва, что вы хотели?» Тот ее стал спрашивать: «У вас, наверное, какое-то  горе, какое-то несчастье?» Она ему ответила: «Да, у меня несчастье и горе. Уже больше трех лет у меня нет никаких тягот, болезней, у меня все хорошо в доме, даже моя скотина и та здравствует, не болеет, поэтому Господь забыл меня. Вот об этом я и плачу».

Христиане всегда относились к болезням и скорбям как к посещению Божию. Они радовались этому посещению и скорбели, когда долго его не было. Но если человек, которого посещает Господь, начинает роптать, то это кончается очень часто трагически.

Оптинский старец Макарий рассказывал о том, как ему его духовные чада написали письмо и рассказали одну историю. В центральной России жила вдова когда-то богатая, из высокого рода с двумя дочерьми. Она потеряла материальное благополучие и очень об этом печалилась. А потом стала роптать на Бога и хулить Его. Вскоре она умерла. Остались две дочери. Старшая тоже вскоре стала роптать на Бога и тоже быстро умерла. А младшая дочь заболела, исповедалась, причастилась и сказала всем, что если она скончается, чтобы ее не хоронили, пока не приедет духовник, который отлучился. Она скончалась, лежала восемь дней, но была как живая. Приехал духовник на девятый день, решил ее отпевать. Приехал один из родственников, увидел ее и сказал: «Отпевать ее я вам разрешу, а хоронить нет, потому что она не умерла, она живая». И на самом деле, вскоре в этот день она встала с одра и рассказала, что она умерла, душа ее была в разных обителях. Сначала ей показывали обители Райские, а затем она попала в место мучений   и увидела мать и сестру, которые ужасно мучились. И был голос, который ей говорил: «Я послал скорби для того, чтобы они спасли свои души, потому что в жизни они не трудились и не за что было их награждать. Они не делали добрых дел, не были усердными молитвенницами, постницами и хотя бы в скорбях должны были доказать свою любовь и получили бы те прекрасные обители, которые ты видела. Но они возроптали и теперь мучаются. Если хочешь быть вместе с ними, иди ропщи». И она воскресла.

Так, дорогие братья и сестры, нужно смотреть на жизнь, которая имеет значение не только в небольшом времени земного промежутка. Жизнь не кончается, она продолжается в ином мире, в котором не бывает ни обмана, в котором не проходят никакие человеческие хитрости, и в котором все бывает по справедливости. Если христианин хочет, чтобы его душа приобрела какие-то внутренние качества, которые соответствовали  пребыванию вместе с Богом, то необходимо в этой жизни стараться находить во всем свою вину, а рука Божия всегда бывает для нас любящей, утешающей, помогающей, исцеляющей и вразумляющей. Если мы на своем пути к Богу не избавляемся от тех свойств, которые присущи человеку, но не присущи Богу, какие-либо страсти, грехи, то за это для нас будет наказание. Поэтому Священное Писание нас часто призывает к тому, чтобы мы в скорбях, во-первых, надеялись на Бога, а во-вторых, никогда не роптали и знали, что корень всех наших невзгод – это наша неправильная жизнь.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.