Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 21-ю по Пятидесятнице. 2017 г.

31 декабря 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Однажды Спаситель учил на берегу Галилейского озера. Собралось много народа, но Он знал, что Его учение на каждого произведет разное действие. И рассказал притчу о Сеятеле, который сеет семя, слово Божие, но попадает оно не всегда на добрую землю.

«Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и,  взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?         Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;       а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8:5-15).
Учил сам Господь, говорил слово, которым сотворено все, что есть «имже вся быша». Его слову послушен весь тварный мир. Вчера мы слышали, как по Его слову Апостолы поймали огромное количество рыб.  По Его слову умножались хлеба, но единственное творение, которое противилось и противится слову Божию – это человек. И не виноват Сеятель, не виновато Его животворящее слово, просто человек превращает себя в совершенно бесплодную тварь. И не просто бесплодную, но он еще очень часто хвалится этим, гордится. Гордится тем, что он дорога, по которой все ходят, на которую плюют, выливают всякую нечисть. Гордится тем, что он истоптанный и уже не приносит пользы, но считает, что он великий, не такой как все, бегает, суетится, знает много различных новостей, ходит на митинги, подписывает разные бумаги, думает, что он может что-то сделать. И выглядит смешным. Господь назвал таких дорогой, которая ведет в никуда и которая вся бесплодная и изгаженная. И летают огромные птицы-бесы, которые похищают животворящие слова и возвращают часто на эту дорогу в виде различной лжи ересей и расколов. Всякого обмана появляется очень много.

Есть и другие люди, которые принимают слово Божие, пытаются стать верующими, но у них слишком мало труда, мало удобренной земли и очень много камней и скал, которые человек не может преодолеть. Эти камни давят на него, различные жизненные обстоятельства, невзгоды, а если что случится, тогда человек сразу же начинает роптать на Бога, его вера оказывается такой слабой, что он ее мгновенно теряет. Но когда у него все хорошо, он бежит впереди всех и старается доказать самому себе, что он верующий человек.
 

Есть и другие люди, в которых уже растет множество всяких страстей, терний, которые заглушают слово Божие, и эти терния, жизненная суета, всякие утехи и все прочее не дают человеку трудиться над собой, потому что ему много надо сделать, как он считает. У него все расписано наперед, у него нет ни одной минуты, чтобы украсить свою душу, для того, чтобы полюбить Бога. Вот на все хватает времени, на все забавы, увеселения и все прочее, но только не на самое главное: на свою душу и на Бога.

А есть люди, которые трудятся над собой тихо, смиренно, как сказал Спаситель, в терпении, без шума, крика, удобряют свою душу, и слово Божие, которое может принести любой плод: и в десять, и в тридцать, и в пятьдесят, и в сто, и в тысячу, и в миллион – все зависит от труда человеческого. Эти люди несут свой христианский крест, терпят поругания, не обращают внимания ни на какие препятствия, любят Бога, и это для них становится главным. У них порой не бывает особых друзей, подруг, у них есть близость к Богу. Чем ближе человек к Богу, тем меньше тех, кто идет с тобой к Нему. Потому что почти все идут в другую сторону. И не потому у них бывает мало друзей и знакомых, что они такие плохие, а потому что люди начинают их не любить, презирать, гнать, завидовать и все прочее. И тогда человек трудится, становится соработником у одного – у Бога, как писал апостол Павел.

Слово Божие, бывает, действует мгновенно, быстро, как, например, произошло с блаженным Августином, когда он долгое время, несмотря на слезы матери, ее увещания, не крестился. И как-то, когда пришел в Медиолан, он услышал слова: «Возьми и читай», он посмотрел – рядом был его друг, он спал, кто же ему сказал, и что читать? И вдруг опять услышал слова: «Возьми и читай». И увидел Евангелие, стал читать. Ему попались такие слова: «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14). И вдруг неожиданно эти слова не только были поняты его разумом, но и душой, и он пошел и крестился.

Бывает, когда слово Божие действует медленно, но христианин всегда должен читать Священное Писание: Евангелие, Новый Завет. С этого должен начинаться день у каждого православного христианина. Потому что слово Божие живое было, есть, и будет. Оно всегда действует на нашу душу, на наше сердце. Это действие всегда благое, помогает человеку утихомирить свои страсти, укрепляет в борьбе, помогает ему в личных жизненных обстоятельствах. Причем, христианин должен любить Бога и ближних, совершенно  никому не завидуя. Потому что зависть – это очень плохое чувство. Пример приводил апостол Павел: «Как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:4-5). Как глаз не завидует уху, потому что каждый делает свое дело, так и каждый член Церкви найдет себе всегда применение, если захочет, и без всякой зависти должен трудиться. Как каждый человеческий член исполняет свои обязанности, необходимые для того, чтобы тело существовало нормально в нашей жизни. Не надо заставлять ухо, чтобы оно слышало, не надо заставлять глаз, чтобы он смотрел, не надо заставлять и нормального члена Церкви, чтобы он что-то делал в Церкви, потому что это естественно, если он христианин: и участие в общей молитве,  в общих трудах, в заботах, в нуждах – во всем. Потому что в этом проявляется наша любовь к Богу.

Сегодня нам Священное Писание напоминает о том, что и мы должны трудиться над собой в смирении, терпении нести свой жизненный крест, удобрять свою душу и приносить плод Богу и ближним.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.