Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь. в неделю 23-ю по Пятидесятнице 2017 г.

31 декабря 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали о том, как Господь исцелил гадаринского бесноватого.

«И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.      Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лк. 8:26-39).

То, что есть злые духи, это известно людям, то, что они мучают людей, тоже известно. Священное Писание раскрывает нам некоторые свойства и характеристики этих духов. Эти духи вообще не занимают места, потому что легион, от пяти до десяти тысяч, вселился в одного человека. Они жестокие, коварные, и в то же время, не имеют никакой власти без позволения Бога не только над человеком, но и над животным миром, над природой, то есть, они бессильны. Они ужасны, но бессильны.

Человек, живущий в мире, как сказано в Священном Писании, искушается от мира, от плоти и от диавола. От мира, от его прелестей, которые мир предлагает. От плоти, от страстей и похотей своих человеческих. И от диавола, от его козней. В Священном Писании написано: «многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь» (Пс. 33:20). Если человек хочет идти к Богу, то, конечно же, будет иметь всяческие препятствия. Господь дал нам  возможность пребывать вместе с ним в Царствии Божием. Но насильно Он никого не заставляет идти в Царствие Божие. Он нам  дал заповеди, но тоже насильно не заставляет их исполнять. Он просто говорит, что блаженны люди, то есть, будете иметь радость, когда исполняете Мои заповеди. «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:17). Но люди очень часто служат не Богу, а именно миру, плоти и слушаются диавола, который человека искушает и бедностью, и богатством, и властью, и безвластием, который иногда внушает человеку  хульные мысли на Бога и святых, отнимает веру в Бога, представляя Его немилосердным, и так далее. И в этой лжи диавольской человек живет, становится его рабом и орудием и, конечно же, мучается от этого.

Но у нас,  христиан, есть оружие против диавола. Сам Господь сказал всем нам: «именем Моим бесы изженут» (Мк. 16:17). То есть, если человек призывает имя Божие, то тогда диавол не имеет над ним никакой силы. Преподобный Иоанн Лествичник и многие другие святые говорили, что призывание имени Божия и в Иисусовой молитве, и в иных молитвах отгоняет вражеские диавольские полки и разрушает всякие их козни. Другим оружием является Животворящий Крест Господень. И когда человек изображает крестное знамение, то Господь прогоняет демонов, и они сами в этом сознаются. Они сказали священномученику Киприану, что когда человек изображает крестное знамение, они не могут смотреть, и огонь их попаляет, и они бегут: «Иже Крестом ограждаемы, врагу противляемся». Все святые, святитель Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий и другие, также говорят, что христианину необходимо изображать крестное знамение со словами молитвы и на себе, и на всех вещах, и на пути своем, чтобы Господь охранял нас от вражеской силы, от козней диавола. И наконец, как сказал сам Господь, если человек постится, пребывает в посте и молитве, то тогда эти два крыла, или два меча,  также помогают ему освободиться от козней диавольских. Диавол боится и смирения человеческого, смирения перед Богом,  которое прогоняет гордыню, эгоизм, самолюбие и приобретает благородные качества, такие как милосердие, любовь. Сам диавол признался преподобному Макарию Великому: «Ты постишься, я пощусь, ты мало ешь, мало пьешь, я совсем не ем и не пью, но у тебя есть смирение, которое побеждает меня».

Очень часто человек не замечает, что он одержим злой силой. Гадаринский бесноватый был видимым бесноватым. Он бился о камни, разрывал цепи, жил в пещерах, но оказался у ног Спасителя. А жители гадаринской страны являлись как бы нормальными людьми, но попросили Спасителя удалиться из их страны.  Один благочестивый человек сказал, что страшно, когда к диаволу приходят не пьяницы, а трезвенники. Одно дело, когда человек служит диаволу как бы в своем безумстве, в опьянении, а бывает, когда человек в трезвости и в своем уме служит диавольским силам и даже не понимает, что он раб диавола. Ему кажется, что он живет нормально, даже, может, лучше всех, ведет себя неплохо, никого не обижает, трудится, но совершенно не имеет никакого послушания Богу, не имеет никаких добродетелей, а просто живет и является богом сам для себя. Бог – это он сам. Идол – это тоже он сам. Ему хорошо, и никто его не должен трогать. Если появляется какой-то авторитет, который разрушает нашего внутреннего идола, то человек страшится и противится этому. Потому что наша гордыня, наш эгоизм, самолюбие, самовлюбленность не воспринимают Божественных истин, того, что в мире есть иной Владыка, что мы простые смертные люди, жизнь которых коротка, и за этот короткий период времени необходимо научиться жить по воле Божией, а не по своим прихотям и хотениям. Это для человека бывает самым трудным. Такой человек хуже диавола. Потому что и бесы веруют и трепещут. Гадаринский бесноватый оказался у ног Спасителя, и бесы исповедовали Его Сыном Божиим со страхом и трепетом. А простые люди гадаринской земли не приняли Его ни как человека, ни как Бога. Потому что их жизнь протекала по тем законам, которые они сами для себя придумали, и не хотели ничего другого. Так же очень часто бывает и у нас, когда мы называем себя христианами и стараемся, якобы, вести себя внешне неплохо, но подчиняться Богу, Его заповедям, у нас нет ни желания, ни сил, потому что наша гордыня нас побеждает.

Сегодня Церковь нам напоминает, чтобы мы не оказались со своим благочестием в числе тех гадаринских жителей, которые изгоняют из своей жизни Бога, ставят выше Его заповедей свои желания, капризы, свой ум, разум и все прочее. А мы постараемся, дорогие братья и сестры, смиряться перед Богом, быть у Его ног, чтобы пребывать с Ним вечно.  

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.