Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 25-ю по Пятидесятнице. 2017 г.

31 декабря 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами слышали притчу о милосердном самарянине. Однажды к Спасителю подошел ученый муж, законник и спросил: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10:25). Спаситель, зная, кто перед ним стоит, этот вопрос адресовал ему: «А ты как чтеши?» (Лк. 10:26). И тот ответил, что нужно возлюбить Бога всей душой, всем сердцем, всем своим помышлением, всем разумом и ближнего, как самого себя.

«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:25-37).

Но у законника, как и всех людей, много читающих, желающих много иметь знаний в своем уме, в своей голове, часто нет желания эти знания воплощать в жизни. Да, этот законник знает много, но у него нет желания исполнять то, что он знает, так же, как и у нас. Поэтому мы приходим,  в Храме пытаемся лукавить, и когда батюшка нас спрашивает об исполнении заповедей, говорим, что мы всю жизнь постимся, круглосуточно молимся и вообще такие верующие, что других не найти. Конечно же, совершенно лукавые, как и этот законник. Ну как такому человеку, не хотящему исполнять заповеди, объяснить, что их нужно исполнять? 

Во-первых, наше нежелание исполнять заповеди заключается в нашей гордыне. Она ставит нас выше всех. Олимп со всеми богами и полубогами где-то внизу, у подножия. Наша гордыня выше, так же, как и у этого законника. И никак он не увидит перед собой никого и даже своих ближних.  Тогда Господь рассказывает ему притчу о человеке, впадшем в разбойники, мимо которого прошли священник, левит, но остановился самарянин. Самарянин уложил его на своего осла, сам пошел пешком, перевязал ему раны, привел в гостиницу, здесь ухаживал за ним, оставил деньги и попросил его лечить и сказал, что если труды тех, кто будет ухаживать за этим человеком, будут больше оставленной суммы, то он на обратном пути восполнит эту недостачу. И задает вопрос законнику: «Кто же ближний впадшему в разбойники?» (Лк. 10:36). И тот ответил: «Оказавший ему милость» (Лк. 10:37). Совсем уж не ответить он не мог. Сказать, что самарянин, он тоже не мог, потому что в сознании иудеев никак не вмещалось, что кто-то лучше иудеев. И вот, Господь смиряет этого человека, говорит ему, показывает пример, что есть люди, которых вы презираете, но они ближе к Богу, они более достойные люди, они исполняют заповеди Божии, может, даже не зная их. А ты стоишь передо Мной, знаешь все, не хочешь исполнять и задаешь лукавые вопросы от своего нежелания исполнять заповеди Божии.

Все мы, люди, имеем от Бога множество дарований как физических, так и умственных, душевных способностей. Но все наши дарования Господь дал для того, чтобы мы использовали их во благо, чтобы мы не тратили на греховные забавы, на различные увеселения, на мир сей греховный, а старались использовать их во благо себе и окружающим. И не надо пугаться того, что этих дарований нам не хватит на что-то, потому что эти дары от Бога. Если мы через ближних их Ему возвращаем, то Господь только приумножит эти дары и даст нам гораздо больше. Из одного таланта будет десять, сотня, тысяча – столько, сколько нам необходимо, как сказано в евангельской притче о талантах. Но у нас не хватает самого главного. Не хватает милосердия к людям. Потому что только милосердие и любовь нас объединяет. Если в нашем сердце, в душе нет этих качеств, даров, то мы никогда не увидим ближнего. Мы всегда будем далеки от тех людей, которые нас окружают, даже от самых близких. Поэтому Господь и говорит: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36). Мы не имеем любви, потому что Он сказал: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14:23). Подошел законник, он их знает, но не исполняет, потому что нет любви к Богу. Откуда у него появится любовь к ближнему? Потому что любовь – это свойство Божественное, и нужно, во-первых, полюбить Бога, а потом уже и ближнего. Потому что Господь дарует это качество во множестве, если человек начинает любить Его.

Некоторые лукавые люди как раньше, так и сейчас говорят: «Вот видите, Господь не требует от нас постов, молитв, ничего не требует. Он требует милосердия и любви». А откуда у тебя появится милосердие и любовь без исполнения заповедей Божиих? Поэтому Господь и сказал: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин. 12:26). Если человек не хочет исполнять заповеди Божии, значит, у него нет любви к Богу, а к ближним тем более.
 

Все святые подвижники всегда старались исполнять в первую очередь заповеди Божии. Потому что как ты покажешь свои добродетели, милосердие и любовь, если ты не можешь их проявить в этой жизни. Святитель Иоанн Златоуст, память которого мы сегодня празднуем, говорит о том, что эта заповедь весьма широка. Она объемлет всех, потому что все друг в друге нуждаются. Здоровый нуждается в том, чтобы ему помогали своими знаниями, своими способностями другие люди. Богатый нуждается в том, чтобы у него были добросовестные работники. Болящий нуждается во врачах. И так далее. Все нуждаются друг в друге. И только милосердие нас соединяет. Если человек никак не проявляет свои таланты, не старается помогать никому, то он закапывает все в землю и становится далеким от Бога. Законник спросил, как достичь Царствия Божия. Подошел к Богу и задает Ему вопрос: «А как мне быть рядом с Тобой?» И Господь ему отвечает: «Будешь рядом с ближними, будешь им служить, проявишь к ним любовь и будешь рядом со Мной. Не хочешь этого делать – никогда не будешь рядом со Мной». Если человек-христианин обрел любовь от Бога, то он проявляет ее и к своему отечеству, обществу, народу и тем, кто рядом с ним. Он не имеет никакого различия, помогает всем и каждому. Так же, как святитель Алексей Московский пошел и исцелил жену татарского хана, некрещеного. Так как другие святители ходили в орду и творили чудеса, и благодаря этому многие из татар крестились. Так же, как и преподобный Сергий, который оказывал милость всем. Но святые говорили о том, чтобы сначала помогать своим ближним, тем, кто рядом с ними. Когда один раз к преподобному Димитрию Прилуцкому пришел один богатый человек, принес много всего в то время, как у него слуги и их дети голодали, были плохо одеты. Преподобный Димитрий сказал ему: «Забери это все и сначала накорми и одень тех, кто тебе служит, и если что останется, приноси нашей немощи».

Сегодня, дорогие братья и сестры, Церковь нас призывает, чтобы и мы были рядом с Богом, чтобы у нас была любовь истинная, чтобы мы старались проявлять любовь к Богу, исполняя Его заповеди, и тогда Господь дарует нам ту любовь, которая объемлет всех, кто нас окружает и сделает нас всех близкими между собой.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.