Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 27-ю по Пятидесятнице. 2017 г.

31 декабря 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь во время своей земной проповеди многих исцелял и все время говорил, от чего человек страдает. Сегодня мы слышали, как однажды в синагоге в день субботний, а собственно говоря, синагоги и были открыты для молитвы в субботние дни, Господь исцелил скорченную женщину, которая болела восемнадцать лет.  Он увидел, как она страдает, но в то же время хочет исцеления, приползает в Храм. Но начальник синагоги  сказал, что исцелять тоже нужно знать, когда. И в субботу нельзя исцелять, так как это день покоя, а Господь ответил, что эту женщину, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, можно в любой день было исцелить, потому что милосердие Божественное не прекращается ни на минуту, ни на секунду. И сам этот начальник пользуется милосердием Божиим, да и все, как люди, так и весь мир, созданы только по любви и милосердию Божию.

«В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк. 13:10-17).

Много раз Господь говорит, что человек страдает от греха. Мы слышали при многих исцелениях Господь говорил: «Иди, прощаются тебе грехи» (Мф. 9:2). Но сегодня мы слышали, как Он сказал не о грехах, а что человек связан сатаной. Конечно, грех – это основа и корень всех наших болезней и смерти.  Но человек страдает от греха, потому что, когда он совершает грехи, к его телу, его душе открывается доступ нечистой силы. Человек грешит и думает, сейчас, по крайней мере, пойду, расскажу, исповедуюсь – и все. Но забывает о том, что если он совершит этот грех, то уже начинается овладение его телом нечистыми духами. Это происходит невидимо, незаметно, может быть, не проявляется сразу, но человек часто начинает болеть не только телом, но и душой. Эта женщина была больна видимо, находясь в узах нечистой силы. Конечно, доступ к ее телу произошел через какие-то ее грехи. Но появился еще один человек, который тоже открыто и при всех заявил, что и он тоже находится в узах сатаны, и таким человеком оказался начальник синагоги. Он стал противиться Богу. Все славословили Бога, а он заступился за сатану, которого Господь изгнал. Потому что в нем находились собратья изгнанного беса. Тоже за какие-то грехи этот бес вселился, но не подавал никаких знаков. И вот, когда пришел Господь и совершил исцеление, вдруг этот бес завопил и устами начальника синагоги стал хулить Бога.

Мы очень часто живем и не знаем, что, может, и мы тоже находимся в узах греха. В узах греха безверия, духа противления, который не дает нам воспринимать истины Божественные и их исполнять, в узах греха гордыни, жестокости, немилосердия, когда человек порой даже убивает другого человека. А иногда бывают люди с потребностью над кем-то издеваться, убивать, что-то их заставляет. Эта жестокость вселяется в сердце человека. В узах блуда, когда человек считает, что он ничего плохого не сделал, но эти узы тоже сказываются, когда он начинает молиться, поститься, когда ему говорят о Боге, а он не воспринимает. В узах тунеядства, когда человек хочет жить за счет других. В узах сребролюбия и так далее.

Мы знаем, что есть и такие люди, которые пытаются чего-то достичь: каких-то высот, может, административных, может, духовной власти, может, еще чего-то, и все это делают через неправду и оказываются в узах сатаны. Как Симон волхв, который пришел к апостолу Петру, принес ему серебро и попросил, чтобы и он был человеком, обладающим дарами Божиими, совершенно не понимая того, что это невозможно. Он, который только недавно исцелился, из него изгнали бесов, пытался за деньги купить других бесов. Апостол Петр ему ответил: «Ты находишься в узах неправды, потому что хочешь иметь духовную власть, но не от Бога». «Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего» (Деян. 8:20-22).
 

Всякий раз, когда мы противимся Богу, когда не принимаем Его волю, когда у нас появляется дух противления, это показывает, что и мы в узах, что нами обладает какой-то грех, что когда-то мы сделали что-то не по совести. Очень часто люди ходят всю жизнь, таят свои грехи, для них это как сокровище, а это страшнейшие сатанинские узы. Каждый раз наша неправда наказывает нас самих. Человек что-то сделал, обидел другого, думает, как хорошо буду жить, но жить ты будешь не с Богом. Поэтому Церковь и установила для нас пост, молитву, послушание Богу, чтобы мы жили по совести, не старались лукавить и обманывать, чтобы не оказались во власти сатаны. Даже приходя в Храм Божий, приступая к Таинствам, все равно очень часто бывает, как и в те времена, когда жил Господь, дух сатаны остается со многими, как с верующими, так и с духовными руководителями.

В житии преподобного Исаака Сирина говорится о том, что как-то однажды он путешествовал, пришел в одно местечко, где находился Храм, окончилось Богослужение, и он попросил остаться в этом Храме, чтобы помолиться. Он молился непрерывно около трех  суток. Ему было радостно общаться с Богом. Он жаждал молитвы, а для нас это тяжело, для нас все неподъемно, потому что что-то нам мешает, что-то в нас сидит и не дает нам исполнять то легкое бремя, которое Господь заповедовал нам совершать.

Сегодня Церковь нам показывает на примерах, что человек, даже пришедший в Храм, даже порой служащий в Храме, может  оказаться в узах зависти и духа противления, как начальник синагоги, как женщина, скорченная духом сатаны за какие-то прегрешения, не суть важно за что, а важно то, какой результат нашего непослушания Богу. И тем самым Церковь нам напоминает, чтобы и мы не забывали, что мы живем в мире греха, где властвуют духи злобы, и наша борьба именно с ними. Она невидимая, жестокая, но не прекращается ни на день, ни на минуту. Поэтому, дорогие братья и сестры, постараемся не творить неправды, не совершать несправедливость, не привыкать к страстям и порокам, бояться их, потому что они в конечном итоге окажутся нашими жестокими палачами и хорошо, если в жизни временной, а если это будет в жизни вечной? Поэтому необходимо прибегать к Богу на исповеди, совершать покаяние и жить по совести.
 

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ