Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Вход Господень в Иерусалим. 2018 г.

01 апреля 2018

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы отмечаем праздник, который показывает человеческую сущность. Спаситель воскресил праведного Лазаря, торжественно входит в Иерусалим, все поют Ему «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!» (Мк. 11:9), но пройдет совсем короткое время, и эти же люди будут Его распинать.

Почему же так происходит? Почему так произошло, и так бывает всегда? Потому что человек пытается всеми путями в греховном мире добиться привилегий, почета, удобств и всего прочего, и он чувствует, как очень много потратил сил на это, бывает, всю жизнь и не только одного человека, но и его родителей, дедов, прадедов. А тут пришел Спаситель, говорит о других ценностях, о ценностях совершенно неземных. Он говорит о ценностях духовных, о том, чтобы очистить свою душу, пренебрегать преходящим, не стремиться к каким-то прелестям, грехам. Но простые люди, и не только они, думали, что блага будут от Бога подарком. Тогда иудеи ждали царя, и сейчас они ждут царя, но такого царя, который подарит им земное господство. Они уже считают, сколько у них будет сотен или тысяч работнко, которые будут их обслуживать, что они совершенно ничего не будут делать и купаться в роскоши.
Собственно говоря, у простого обывателя всегда такое представление, на что купили и наш православный народ, сказав, что придет время, когда не нужно будет ничего делать, и все будешь брать по потребностям. Собственно говоря, это взято из иудейских ожиданий Мессии. Спаситель три с лишним года учил о Царствии Божием, что это совсем иной мир, который живет по другим законам, учил тому, что человеку нужно очищать свою душу, приобретать огромнейший букет добродетелей, конечно же, своим трудом, трудиться над собой, чтобы любить Бога и ближних, в понятии любви как отдачи себя полностью Богу и людям. А люди ждали совсем иного. Они ждали земных благ, греховных увеселений и все это просто так, без изменения жизни, без труда над собой, а просто как подарок: делай, что хочешь, греши, как только можешь, но у тебя будет сплошной личный подарок. Поэтому все иудеи выбежали навстречу Спасителю — Он же великий чудотворец, воскресил Лазаря, побеждает смерть, не сегодня завтра Он воцарится, Его уже хотят провозгласить Царем, кричат «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!» (Мк. 11:9). И никто из этих людей не понимает, что такое Царствие Божие, так же, как и сейчас практически все, которые приходят в Храм. Они бегут и радуются. Один говорит: «Я первосвященник, завтра я буду иметь так много, что даже представить не могу». Они делят между собой будущее земное благополучие, дары, мысленно услаждаются лжестрастями. А простой народ думает, что они будут все иметь бесплатных работников. А Господь, видя, что Его встречают с такими ужасными желаниями и мыслями, заплакал и сказал, что горе не камням и зданиям, а тем, кто живет в этом городе, горе тому народу, который Его обманывает и обманывает себя. «Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись» (Мф. 20-21). Наступит завтра, когда Его будут распинать, когда Его кровь будет лететь в разные стороны, и не окажется никого рядом, никто не захочет трудиться над собой даже без крови и без пота. Как и сейчас, всем нужны просто подарки: «Господи, дай же мне, Ты же любишь меня!» И Господь дал эти подарки, но через свою Крестную смерть, через свои Страдания, которые победили смерть. Но Он говорит каждому: «Да, перед тобой открыта дверь в Царствие Божие, но там другие законы, туда нельзя войти нечистому, без добродетелей, не украшенному. Там не пребывают злобные, те, кто осуждает, гордится, превозносится и так далее. Там нет никаких страстей и разврата. Там нет рабов и рабынь. Там ничего этого нет, о чем вы думаете? Там радость о святом Духе. Но Святой Дух должен поселиться в твоем сердце. А чтобы он поселился, необходимо взять свой жизненный крест и ломать себя, изменять себя, свою жизнь, свою внутреннюю сущность, готовить себя к будущему». И тогда все воскликнули: «Распни, распни Его!» (Ин. 19:6).  «Не нужен нам такой и такое Царствие!»
 

Я думаю, и сейчас многие приходящие в Церковь воскликнули бы также, если бы их понудили к подвигу над собой. Но сейчас многие священники боятся, что они услышат эти слова «Распни!», и поэтому говорят: «Не надо тебе над собой трудиться, а то ты меня разорвешь на части, повесишь на древе и будешь бить до последней капли крови». Но Господь взывает к совести каждого человека, чтобы он посмотрел на себя, оценил, и уж если не можешь идти за Христом, неся свой крест, то хотя бы не кричи велегласно «Распни!». Сделай усилие, чтобы голоса твоего не было. Это тоже получается очень у немногих.

Сегодня Церковь нам показывает, какие мы лживые, обманчивые, как мы боимся что-либо сделать даже для себя, для своей души, как нам это трудно, как ужасает нас подвиг Спасителя, который сделал все для нас, лишь бы только мы пришли к Нему. Осталось только сделать усилие над собой, изменить свою душу, и это называется нашим крестом. Борьба с самим собой называется нашим крестом.

Церковь нас призывает сегодня, чтобы мы шли за Спасителем, совершили свой небольшой подвиг и путь для того, чтобы и нам оказаться в Царствии благодати Божией, Царстве добродетелей, смирения и любви. Поэтому, дорогие братья и сестры, наша радость в том, что у нас есть такая возможность, а до страданий Христа такой возможности не было ни у кого. Поэтому сегодня мы радуемся, что Господь дал нам такую возможность, чтобы мы с любовью следовали за Ним в Его Небесные Обители.

Аминь. 

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ