Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия. 2018 г.

01 апреля 2018

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь отмечает Торжество Православия. Почему выбрали отмечать такой радостный праздник в первую неделю Великого поста? Потому что Православие заключается в любви: беспредельной любви Бога к человеку и любви ответной от человека к Богу, и Великий пост нам напоминает об этой любви, о том, что мы должны любит Бога больше всего. А Церковь – это торжество взаимной любви, несмотря ни на что, на то, что весь мир беснуется, что он осатанел и обезумел, существует в мире Церковь, Небо на земле. Это нас радует. В этот безумный погибающий развращенный мир пришел Спаситель, принес свое спасительное учение и, конечно же, хозяин этого безумия восстал как на Творца вселенной, так и на учение, которое возводит человека от земли на Небо.

Мы сегодня слышали, как в Священном Писании сказано: «Отныне будете видеть Небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51). И в этом наша радость. Конечно же, никакой человеческий разум не мог и не может понять, как в этом безумии существует Церковь,  простые немощные люди, служащие Богу, и человеконенавистник диавол не может ничего сделать только потому, что Церковь оберегает Божественная любовь и Ангельские силы. А мужество христиан заключается в том, что есть возможность или через страдания или еще через послушание прийти к Богу, достигнуть Царствия Божия, которое теперь отверсто. И для нас это величайшая радость.
Конечно же, мир ополчился. Мир – понятие, которое заключается, во-первых, в злых духах поднебесных, во-вторых, в той злобе, которая накопилась в падшем человечестве, в нас самих. Мы сами иногда удивляемся, что что-то вдруг в нас восстает, мы не можем принять простых Божественных истин, в нас происходит какая-то война, вдруг мы начинаем гневаться, противиться. Это наша греховная сущность.  А есть еще внешние силы, которые тоже стараются  погубить  Церковь. Сначала диавол восстал на Христа, старался Его искусить, погубить, даже физически уничтожить. Ради этого погибли тысячи младенцев, диавол пытался сбросить Христа с крыла Храма, с горы, пытался соблазнить своей властью. И все это также предлагается и людям. Но когда это не подействовало, тогда он стал действовать силой страха, жестокости. Не было, и нет никаких пыток, мучений, через которые бы не прошли христиане. Христианской кровью диавол не может напиться даже до сих пор. Он пытается, если не получается запугать человека страхом, повлиять на его гордыню, внушить ему какие-то ложные учения, чтобы он поверил в обман сатанинский. Церковь прошла через это, и проходит, и будет всегда проходить. Но Церковь, ее авторитет, строился не на дипломатии, не на лести, не на лжи, не на отречении от Христа, не на хитрости. Авторитет Церкви строился на мужестве, на крови, на верности и на любви, на любви жертвенной. Поэтому это совсем другое строение. Это строение не человеческое, здесь совсем другие правила, которые не действуют в мире, построенном на лжи,  обмане, лицемерии и предательстве. Здесь совсем другие законы

Сегодня Церковь отмечает день Торжества Православия в честь того, что в  VIII веке на Седьмом Вселенском Соборе было утверждено иконопочитание. Долго происходила борьба за то, чтобы красоту Небесную показать здесь, на земле. Ведь что такое икона? Икона – это рассказ о жизни Спасителя, о Его евангельских проповедях, о Его Рождении, Страдании, о Его любви к нам, об исцелениях и чудесах, которые Он творил. Это рассказ о Его учении о любви к нам. Но это кому-то противно и неприятно, тем, кто строит свою жизнь и мир на других основах. В Священном Писании в книге Исход сказано: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой» (Исх. 20:4-5). Поэтому у иудеев никогда не было никаких изображений. Они чтили эту заповедь, и чтут. Но это был Ветхий Завет, когда на самом деле изображать было нечего, кроме человеческого греха.  Не было Спасителя, Его воплощения. Не было радости от Его благой вести. Не было возможности вообще попасть в Царствие Божие.  Поэтому то, что можно было изобразить, в Ветхом Завете, конечно, все это было идолопоклонство. Апостол Лука написал изображение Божией Матери. Иудеи говорят, что этого в принципе быть не могло. Если он иудей, то иудей в принципе не мог быть художником. Но апостол Лука был не из иудеев. Он был из язычников, и поэтому стал первым иконописцем, церковным художником. Иудеи всегда противились тому, чтобы было свидетельство Рождества Христова, Его учения и особенно боялись, когда изображали Его Страсти и Смерть – свидетельство их греха, страшного, Богоборческого, Богоубийственного. Поэтому, конечно, в первые века, особенно, когда христианство распространялось в основном среди иудеев, икон было очень мало. Были изображения корабля, якоря, рыбы и так далее. Все было схематично и завуалировано, чтобы не соблазнять несовершенный человеческий ум и, боясь как-то травмировать отставшее иудейское сознание. Потому что они очень резко реагировали на все отступления от иудейских законов. Да они и сейчас точно так же реагируют. Поэтому появлялись многие ереси, которые Церковь преодолевала. Эти ереси существуют до сих пор. Если мы возьмем события в нашей стране: ересь стригольников, ересь жидовствующих, творилось то же самое, что и в VII, и в VIII  веке.  Точно так же издевались над иконами, разрубали их, сжигали, смеялись над ними. Точно так же смеялись над Таинствами. Точно так же издевались над монашеством. Точно так же отрицали посты и молитвы и все остальное. А если мы возьмем революционные события, не обязательно столетней давности в нашей стране, французской революции, английский, немецкой реформации, то увидим то же самое – уничтожение священных сосудов, разрушение церквей, разбивание скульптур, статуй святых. Варварство доходило даже до того, что просто напросто выкидывали из католических соборов музыкальные инструменты, органы и другие просто из-за ненависти, что эти инструменты когда-то прославляли Бога. Злоба сатанинская не знает никаких границ и говорить, что она когда-нибудь смилуется и утихнет – этого просто быть не может, потому что диавол не покается.

То же самое происходило и происходит во всем мире. Взять историю нашего государства: XVIII, XIX век – опять что происходило? Закрывали монастыри, отнимали у монастырей землю, запрещали вступать в монашество – вот это начало революционных событий столетней давности. И заканчивается все это открытым восстанием на Бога. Церковь нам говорит, что у нас есть возможность и силы противостоять этому злу. И мы его можем победить как в себе, так оно побеждено в Церкви через спасительную Жертву Спасителя. Господь дает нам возможность преодолеть эту страшную борьбу, Он дает нам мужество и силы, чтобы и мы могли прославлять Его своей жизнью, своими делами. Церковь преодолела все и вся. Преподобный Феодор Начертанный, у которого на лбу выжгли плохие слова, за то, что он почитал иконы, с радостью шел на казнь и говорил, что скорее поменяются между собой небо и земля, чем заставят его не почитать иконы. И мы пришли в  Церковь мучеников, Церковь мужественных людей, тех, которые не страшились никаких козней ни человеческих, ни сатанинских, для того, чтобы тоже стать победителями.

Церковь нам напоминает, что для того, чтобы мы оказались в Церкви, мы тоже должны вначале в себе победить  страх, который вселяют в нас духи злобы, и свою плоть, которая тоже нас склоняет к греху, показали свое мужество и силу, чтобы оказаться среди тех, кто торжествует вечно вместе с Богом в Его Небесном Царстве. Поэтому, дорогие братья и сестры, сегодня праздник для тех, кто не страшится, несмотря ни на что, жить вместе с Богом, вместе со Христом, быть Ему послушным, оказывать Ему свою ответную любовь и не бояться никаких встречающихся в жизни трудностей. Попросим Творца нашего, чтобы Он нас укрепил, помог нам, чтобы и вокруг нас присутствовал Ангельский мир, а двери Царствия Небесного не были для нас закрыты.

Аминь.                           

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ