Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Преображение Господне. 2019 г.

26 августа 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Господь жил среди нас, грешников, и, конечно же, знал, насколько человеческий род лукавый, прелюбодейный и неверный. Поэтому незадолго до своих Страданий Он берет троих учеников на гору Фавор. Почему не взял всех? Как говорят святые, тогда нужно было брать и Иуду предателя. А если его не брать, то он бы был обижен. И Он берет троих учеников, возводит их на гору Преображения, и здесь совершается чудо. Господь показывает, что Он не только Человек, но Он и Бог, что Он Творец всего, что Ему повинуются все стихии, природа, и Он не только Владыка мира сего, но и Владыка потустороннего мира. Ему являются пророки Моисей и Илия, беседуют вместе с ним, но их слава только отражение славы Спасителя. И тут ученики оказываются в ином мире: мире Божественной благодати, который покрывает все и вся, преображает все творение, изменяет человека. И ощутив это, несмотря на то, что ученики не были участниками разговора, и вообще имели мало какое отношение к этой встрече, были просто как свидетели, все равно они ощутили необыкновенные чувства и захотели пребывать в них всегда и вечно. Апостол Петр выразил это простыми словами, что здесь сделаем три шалаша, но в этих шалашах будет нам так благодатно и радостно, что можно остаться навсегда.

«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» )Мф. 17:1-9).

Господь показал, что Он Владыка не только творения пространства, но и времени. Для Него не существует ни прошедшего, ни будущего, ни настоящего. Он общается и с теми, кто живет, и с теми, кого уже давно нет на земле. Все в Его воле и власти. Осияние — это только малое отображение этой власти и силы Божией.

Апостолы запомнили это событие. Сегодня же мы слышали послание апостола Петра, в котором он говорит: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Пет. 1:16-18).

 Может быть, память о величии Божием, о невероятной славе и духовном комфорте помогли апостолу Петру и после отречения, потому что Господь был распят черед сорок дней после этого события. И воспоминания об этом, может быть, не дали ему пасть еще глубже,  в своей душе он всегда носил, с одной стороны, величие Божие, Его красоту, Его любовь, проявленную к своему творению, и с другой  свою греховность и ничтожество.

Сегодня, вспоминая чудесное событие, мы должны понять, что оно относится и к каждому из нас. Оно напоминает и нам, чтобы мы преображали себя, свой ум, чтобы он был направлен  не на зло, а на добро, на исполнение заповедей Божиих. Чтобы мы преображали свое сердце и не копили в нем страсти, грехи, очищали его, наполняя благодатью Божественной. Чтобы мы хранили свою душу в чистоте, потому что христианин сейчас имеет возможность начинать свое преображение уже здесь, на земле. Празднуя сегодняшний праздник, дорогие братья и сестры, помолимся, чтобы Господь помог и нам увидеть Его Преображение в своей преображенной душе и быть соучастниками Его величия и благодати Божией.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ