Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Рождество Христово. 2021 г.

20 января 2021

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всех вас поздравляю с праздником Рождества Христова. Как сказано в песнопении, Господь грядет, рождается, Его нужно встречать. Но как же Его встретить, если Он везде сый и вся исполняяй?

Человек – особое творение и очень отличается от всего тварного мира. То, что Господь пришел в мир, свидетельствует о том, что человек свободная личность. И такой личностью сотворен каждый отдельный человек. Господь не может никого из нас заставить. Все остальное творение находится в полном послушании и во власти Творца. И лишь мир духовный, человек, имеет свободную волю, может принять, встретить Бога, а может Его отвергнуть. Если бы не был человек свободным, то тогда не было и Боговоплощения. А Господь пришел, Творец как Раб, к каждому из нас, снизшел до нас страстных, грешных, униженных, греховных, чтобы каждый из нас проявил свою свободную волю. А проявление своей воли и есть как раз труд над собой. Потому что человеку очень тяжело заставить себя делать то, что ему не хочется, но полезно. Часто, наоборот, делает то, что ему вредно.

Господь пришел, показал свою близость к нам, показал, что Он ради нас готов на все: на страдания, унижения от нас же и ради нас. Претерпевая от нас все, Он дарует нам    подарки, нами не заслуженные, если только мы свою волю направим к тому, чтобы его слушаться. Потому что, если мы пришли в Храм, еще не значит, что мы Его слушаемся. Мы ходим со свободной волей в Храм и пытаемся навязать эту волю всем, в том числе, и своему Творцу.

Но закон Божественной справедливости исключает возможность быть со Христом, если человек, не проявляя своей доброй воли, не воспринимает Христа в свою жизнь, в свое сердце, в свою душу. Что значит встретить? Это значит, чтобы Он пришел в нашу душу. А что это означает? Для многих это означает полную трагедию. Практически для всех. Потому что, если Господь пришел к нам, мы Его встретим, то значит, вся наша жизнь должна измениться. Значит, нужно начинать жить по-другому. И для нас всех это страшно, во-первых. Во-вторых, нет воли и желания. Потому что мы в Храм приходим и просим чудес от Бога, просим всего. И невозможно представить, как можно всех нас удовлетворить, все наши желания. Но мы просим всего не для того, чтобы быть с Творцом, а чтобы как можно безбеднее провести нашу греховную жизнь здесь, на земле. А если мы Его встречаем, то все наши просьбы становятся для нас не нужны, потому что нам тогда нужна не греховная жизнь, а жизнь с Богом. А мы всю жизнь так старались, стараемся, и будем стараться везде искать земного. Поэтому очень часто появляются такие вопросы: «А как же так, а неужели это возможно?  Все против: и знакомые, и врачи, и преподаватели все». Но принять Христа – это личное дело каждого, независимое ни от кого, кроме этой личности. Да, это бывает тяжело, да, бывает трудно переломить себя, такого хорошего или такую хорошую, и вдруг окажется, что все, земное, суетное, не нужно, нужен один Творец, Спаситель. Сам Господь говорит, что человек, обретая Христа, все суетное. «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф 13:25-26).

Если мы будем внимательно читать Евангелие, то все оно говорит только об этом и ни о чем другом. Мы не понимаем слов Спасителя. Такие простые слова мы не понимаем, да и как может человек понять, когда он не хочет жить так, как в Священном Писании написано. Человеческая воля, человеческий разум не может воспринять то, что жизнь человека отвергает.

Мы каждый год встречаем Рождество Христово, но никак не можем понять, что родился Он для меня, для того, чтобы образумить меня, чтобы привести к себе, что весь мир в Его власти и подчинении, а вот человек свободен и имеет право выбора. Мы рады тому, что Господь нам дал такую возможность, но свои силы нам необходимо приложить, чтобы доказать, что мы достойны бесценных подарков от своего Творца.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ