Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на вечерне с чином прощения в Прощеное воскресенье. 2020 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Все мы знаем, дорогие братья и сестры, что есть определенные правила жизни. Эти правила касаются нашего внешнего человека, тела. Так, например, нельзя смотреть на солнце, потому что можно ослепнуть. Нельзя брать что-то острое и колоть себя, потому что причинишь себе вред и так далее.

В духовной жизни тоже есть определенные правила, которыми нельзя пренебрегать. Человек, порой неискушенный, даже не представляет себе силу страсти, силу, которая сокрушает любую человеческую немощь. Она бывает непреодолима для человека страстного, живущего в этом мире.

Поэтому Церковь, как чадолюбивая Мать, всегда предупреждала людей: от этого воздержись, это делать нельзя, потому что погибнешь. Воздержание всегда давало человеку силы и крепость жить. Оно не ослабляло человека. Воздержание, наоборот, укрепляет как тело, так и душу. Каждый, конечно, с жизненным опытом понимает, насколько он немощен и слаб. Эти немощи все больше и больше появляются. Тогда человек начинает понимать, что ему нужна помощь Божественная. Апостол Павел говорил: «Когда я немощен, тогда  силен» (2 Кор. 12:10). Слова, понятные для любого человека. Что они означают? Когда человек осознает свои немощи и знает, что их ему не победить, и лишь сила Божия может их преодолеть. Тогда в этой человеческой немощи проявляется сила Божественная. Как сказал Господь: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9).

Сегодня Церковь нас вновь готовит к постному воздержанию, которое необходимо нам для того, чтобы отстраниться от вещей нам вредных как для тела, так и для души, и стремиться к вещам, которые нам полезны и которые нас укрепляют и дают нам силы как для жизни временной, так и возможность попасть в Царствие Божественной благодати. Пост, конечно, не является целью, и молитва не является целью в этом делании. Но это средства, без которых человек не сможет достичь этой цели.  Не было в истории людей, которые не осознали бы своих немощей и попали в Царствие Небесное. Даже разбойник на кресте и тот сначала осознал свою немощь, сказал, что он достойно наказан: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли» (Лк. 23:41). Показал свою немощь, а потом обратился к силе Божественной: «Помяни меня, Господи, когда приидешь  в Царствие Твое!» (Лк. 23:42). Явил немощь, и совершилась сила Божественной любви, всепрощения, и он первым оказался в Царствии Божием. Конечно, он был наказан за свои злодеяния, он уже был на кресте, а потом предал свою душу в руки Божии.

У каждого из нас свой путь, как идти к Богу. Но воздержание на этом пути необходимо для того, чтобы человек был терпелив, целеустремлен, для того, чтобы человек набрался мужества, которое бы помогло ему пройти эту жизнь и достичь Царствия Небесного.

Мы сегодня слышали в Священном Писании, что для того, чтобы начать этот путь восхождения от земли к Небу, нужно и примириться со своими ближними: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14). Потому что примирение – это и есть наше очищение. Конечно же, нужно будет обязательно, как мы слышали сейчас в молитве, обращаться и на исповедь, просить Бога об очищении своего ума, сердца, чувств. Конечно же, необходимо приступать к Таинствам Причащения, потому что они укрепляют нас на этом пути. Без этого пост теряет свой смысл и значение. И наши скорби и болезни в своем большинстве не от того, что мы такие слабые и немощные, потому что у нас множество примеров святых, которые всю жизнь болели, как блаженная Матрона и другие, но эти болезни нисколько не ослабляли их духовное состояние и радость, которую подавал им Господь. Мы страдаем не от болезней, а от наших страстей, которые злые сами по себе, то есть, мы страдаем от своей злобы, которая переполняет нас. И вот, как раз от этого Церковь и призывает избавиться вначале, от своей внутренней злобы, которая наполняет нас многими болезнями и страданиями. Поэтому, дорогие братья и сестры, мы должны примириться друг с другом, чтобы в первую очередь, начиная постный подвиг, умирить свою гордыню, свою злобу и в мирном духе и любви к Богу и ближним совершать свой постный и молитвенный подвиг.

Я у всех вас прошу прощения, простите меня, братья и сестры, если кого чем обидел делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.