Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Воздвижение Животворящего Креста Господня. 2019 г.

29 сентября 2019

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Человеческий разум все время задает один и тот же вопрос: «А почему Крест? Какой в этом смысл? Нельзя ли было как-то по-другому?» Священное Писание отвечает на все эти вопросы.

Когда-то человек захотел познать мир зла и греха. Ему было запрещено это делать, потому что сказано было, что этот мир тебя убьет. Но человек заглянул в эту бездну зла, огромнейший мир ненависти, злобы, грехов, страстей, и уже не смог выйти из него. Не было никаких возможностей уйти, вернуться в мир добра, милосердия и любви. Потому что, как всегда, начинается все с малого, а потом бесконечное падение. Все хочется попробовать чего-то еще в этом мире зла и греха. Но ничего нового не появляется, просто ускоряется падение в бездну. Все человечество пребывало и пребывает в этой бездне греха, не имея никаких своих сил вырваться из этого. Кроме Бога никто не мог человечеству дать возможность вновь вступить в мир любви, добра и милосердия.

Господь пришел в этот мир, в котором, как сказано в Священном Писании, ничего нет общего у Него с миром греха, «ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6:14-15),  в страшном величии смирения, Крест просто показал, насколько это смирение велико. Почему в страшном величии смирения? Потому что у мира зла и греха и у мира смирения и любви нет ничего общего. Вообще нет ничего общего. «Ибо князь мира сего во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30) – сказал Господь. Поэтому и сказано в Священном Писании: «Сыне, дай мне твое сердце» (Притч. 23:26). Отдай свою душу и обретешь ее. Отдашь Богу душу мира греха – обретешь душу в мире благодати и любви. Это происходит только лишь после страшной Смерти Спасителя.

Все слова можно определить: что такое любовь, что такое добродетель. А что такое смирение, никто сказать не может. Для человека смирение – это своя реальная оценка, свое понимание, кто ты, где ты находишься, что в тебе есть хорошего, которого совсем нет, и как ты можешь выйти из этого. Только через искупительный Подвиг Христа. Смирение Спасителя – это унижение Божественной любви, Божественного величия до такой степени, что Он вошел в тот мир, который не имеет ничего общего с Ним.  У Него не было никакого греха, никакой гордыни — ничего. И конечно же, этот мир, созданный злом, никак не мог воспринять своего Антипода, свою Противоположность. Потому что грех унижает, а смирение возвышает. Человечество и сейчас заблуждается, когда пропагандирует то, что можно что-либо завоевать хорошее. Как можно завоевать, уничтожить кого-то или что-то, чтобы получить благое? Это страшное распространение зла и больше ничего. Нельзя никакими лозунгами побороть ничто в этом мире. Тем более, теми же греховными методами, которые в этом мире существуют.  Это просто под благими словами умножение грехов, страстей, еще более быстрое падение человечества.  Как существуют и провозглашаются целыми странами некие ложные «ценности», и за них они должны наказывать всех, кто не так живет. Это умножение именно того зла и греха, которыми и живет  этот мир. Что-либо можно создать только любовью и смирением. Поэтому Спаситель сказал: «Кто из вас хочет быть первым, то есть, выше других, тот должен послужить им». «Кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10:44). Только через смирение и служение добивается возвышение к миру Небесному, добродетельному и благому. Другого пути нет, и не может быть.

Поэтому мы часто читаем об этом в Патериках, житиях святых. Авва Пафнутий говорил, что когда он ходил два раза в месяц к старцам за восемнадцать километров, исповедовал свои помыслы, то всегда получал один и тот же ответ от святых отцов: «Куда бы ты ни пришел, будь смирен и обретешь покой». А когда к одному из старцев привели бесноватого человека, он сказал бесу: «Выйди из него». Диавол ответил: «Я выхожу, но ты мне ответь, в Евангелии сказано – овцы и козлища, кто они?» И святой подвижник ответил: «Козлища – это я, а кто агнцы, знает Господь». И тогда с криком бес вышел, он не смог стерпеть такого смирения, даже человеческого. Он проверял, если есть ли у этого человека какая-то гордыня, то он причастен диаволу, и никогда бес не выйдет и не послушаюсь этого человека. Как же диаол мог терпеть смирение Божие?

Поэтому сразу же диавол искушает Спасителя, стараясь вселить в Него гордыню. «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.       Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:3-10).

 А Господь, как не имеющий ничего общего с этим миром, преодолел это все. Господь обличал фарисеев и первосвященников именно в том, что и они часть этого мира греха, гордыни заблуждений, тщеславия и всего прочего. Как сказано в Богослужении страстной седмицы, Господь всей своей жизнью показал человечеству путь добрейший смирения, который привел Его даже до Креста, Страстей и ужасной Смерти. Диавол до последнего момента не верил, что Бог может так себя уничижить. Он не понимал, что такое смирение и его величие. Оно было страшно для него, оно и сейчас для него страшно. И когда совершилась страшная Смерть Спасителя на Кресте, тогда закончилась борьба мира добра и зла, диавола и Бога.  

Господь своей победой, смирением, даже до Крестной Смерти дал каждому из нас возможность следовать Его путем  несения своего креста, то есть, понимания того, что я живу в этом мире греха и, весь я грех, как говорил апостол Павел, нет ничего во мне хорошего: «не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе» (Рим. 7:18), с верой в Спасителя, потому что мы не можем, что бы мы ни делали, искупить себя, вытащить, как в сказке, себя за волосы из этой бездны греха и зла. И вот, этот путь пройден, невозможный для человека, но возможный для Бога. Теперь нам остается только понять, что другого пути нет, кроме смирения, следования за Христом, веры в Него и постоянной борьбы со своим злом, внутренним эгоизмом, своим непослушанием, гордыней. Церковь об этом нам очень часто напоминает, показывая Крест. Но мы никак не можем понять, в чем его сущность. А его сущность в том, что нет другого пути и для нас тоже. Господь прошел этот путь, для нас недостижимый и непонятный, но мы должны верить в то, что ради каждого из нас Он это сделал, и что может быть в нас нет своих сил, мы немощные, но Он всегда рядом и всегда поможет. А еще лучше, если мы сами приложим свои максимальные усилия.

Сегодня, отмечая праздник Животворящего Креста Господня, Церковь потому и установила строгий пост, чтобы напомнить нам и о нашем подвиге, и о нашем следовании за Христом, и что другого пути в вечность у нас нет, и быть не может. Помолимся Спасителю, чтобы и нас Он укрепил в нашем крестоношении и следовании за Ним Его путем добрейшим смирения в Царствие Божие.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.