Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 10-ю по Пятидесятнице. 2020 г.

23 августа 2020

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня мы с вами слышали евангельское повествование, как однажды к Спасителю, когда Он спустился с горы Преображения, подошел отец с отроком, который был болен с детства. Он был одержим нечистым духом. Этот дух его мучил в определенное время, чтобы люди не догадывались, что отрока мучает злой дух, который бросал его то в огонь, то в воду. Ученики не смогли помочь несчастному отроку, потому что, как сказал Спаситель, вера их была недостаточна, чтобы изгнать этого злого духа. Злой дух оказался сильнее, чем вера Апостолов, и они смутились перед вражьей силой и засомневались. Это сомнение не дало возможности Божественной благодати через них совершить исцеление.

«Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,    я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: ‘перейди отсюда туда’, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом.  Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились. (Мф. 17:14-23).

Как мы все знаем, Спаситель говорит в Священном Писании: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Это главная причина нашего неверия. Потому что мы считаем, что мы что-то делаем. И Апостолы подошли к Спасителю и задали вопрос: «Почему мы не смогли это сделать?» Человек думает, что это он делает. А Господь им прикровенно говорит: «Да не вы делаете, а Бог черед вас. Но у вас нет той веры, по которой бы Он совершил через вас это чудо».

Сегодняшнее евангельское повествование нас учит тому, чтобы мы отложили свою гордыню, которая мешает нам доверить себя Богу, чтобы благодать Божия жила в нас, творила через нас. А как этого достичь, сказал сам Спаситель: постом и молитвой. Гордыня изгоняется смирением, потому что и пост, и молитва – это смирение. Пост смиряет наше тело, потому что мы ограничиваем свои плотские похоти  в еде и не только,  в различных пристрастиях. А молитва смиряет нашу душу, наш дух, потому что мы преклоняемся перед Богом. Когда человек смиряет свою плоть и свой дух, когда он полностью и душой, и телом предается Богу, то это и называется верой. То, чего не хватало Апостолам, и не хватает нам.  Мы стараемся ограничить нашу любовь к Богу, не предавать себя в Его руки, боимся попоститься, нам тяжело молиться, заставить свою гордыню, свой горделивый дух преклониться пред Богом. Поэтому человеку, когда он молится, кажется, что это тяжелейший труд. А труд в том и заключается, и он на самом деле бывает тяжелейший, что заставляешь свой горделивый дух преклониться перед Богом. Каждый чувствует, как это тяжело. Как это бывает даже невозможно для многих людей.  Признание власти Бога происходит постепенно, через труд вера входит в нашу жизнь. Потому что, если в этой жизни мы не подчиним свой горделивый дух и свою плоть с ее страстями Богу, то тогда мы сами для себя закроем Царствие Божие. Тогда мы ничего не сможем, не сумеем победить внешних наших врагов, если не победим себя и свои внутренние страсти. Тогда и Господь от нас будет далек, потому что мы от Него сами удаляемся.

Сегодня, слушая рассказ об отроке, который страдал с детства, конечно же, не по своей вине, а по грехам, скорее всего, родителей или по их недосмотру, постараемся и мы смиряться перед Богом в посте и молитве, склоняться перед Ним и наполнять свою душу Его благодатью, чтобы и для нас была возможность осознать свои грехи, очистить свою душу, и это будет величайшее чудо, которое есть на земле.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.