Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 14-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением. 2019 г.

26 сентября 2019

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня неделя пред Воздвижением Животворящего Креста Господня. Церковь приучает нас к тому, чтобы мы помнили о Кресте Господнем и знали, что у нас есть долг нести свой христианский крест. Нести без ропота, а с любовью. Поэтому Церковь заблаговременно готовит нас к почитанию Креста Господня.

Человечество готовилось к распятию за многие сотни, тысячи лет. Еще Моисей, когда на иудеев напали в пустыне змеи, воздвиг медного змея, посмотрев на который, люди не умирали от укуса змей, а исцелялись. Этот змей был воздвижен на кресте. В этом змее не было никакого яда, и в Спасителе не было никакого греха. От Его Страданий исцелились и исцеляются многие христиане и наследуют жизнь вечную.

Сегодня мы опять обращаемся ко Кресту. Апостол Павел говорил, что «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). У человека есть естественная тяга, унаследованная из поколения в поколение, которая называется первородным грехом, тяга ко всякому греху и скверне. Поэтому чтобы воздерживаться от сотворения плохого, необходимо к себе применять усилие. Почему Господь и говорил, что «Царствие Божие нудится» (Мф. 11:12). Потому что у нас есть естественная тяга к плохому,  но не к хорошему. Наша жизнь дана для того, чтобы себя приучить к жизни в добре, в любви, в исполнении заповедей Божиих, которые нам не нравятся, которые мы не любим, всячески их  оговариваем  между собой и дома, и в храме, везде. Но нам нужно бороться с собой и стараться эти заповеди Божии полюбить.

Сегодня же мы слышали евангельское повествование о званных на вечерю. Те званные, которые считали себя друзьями Божиими, оказались недостойными, потому что вели неправильную жизнь. И в Священном Писании об этом прямо говорится, что они все были в жизненной суете. Кто-то пошел на поле, кто-то пошел на торговлю, кто-то еще по каким-то мирским делам, но не пошел ни в Храм, ни к Богу, ни на молитву. Это его не тянет, хотя он считает, что он христианин, но заботы, утехи, страсти влекут нас чаще больше, чем стремление полюбить Бога и пообщаться с Ним в молитве и в Таинствах. «Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти» (Лк. 14:16-20).     И тогда Господь посылает на распутья искать людей, которые себя не считали христианами, но проводили свою жизнь без ропота, собирали в своей жизни добродетели и оказались выше тех, кто считал себя ближним другом Господним. Эти люди, на которых никто не обращал внимания, оказались в одеждах брачных, то есть, в добродетелях.

«И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14:21-24).   Среди них тоже оказался и тот, кто был приглашен, но  тоже вне брачных одежд, тоже не потрудился над собой, и лишился Царствия Божия, то есть, пира Господня.  

Сегодня Церковь нам напоминает о нашем кресте, что без этого крестоношения, то есть, без борьбы со своим падшим греховным человеком, со своими греховными стремлениями и понуждения себя к добру: посту, молитве, обращения к Таинствам Божиим – без этого у человека нет будущего в иной жизни: в вечности. Нет жизни со Христом, потому что там только те, кто Его любит, кто Ему послушны, и кто без ропота творит добрые дела и надеется получить воздаяние не от кого-либо, а от Него. Причем, в Священном Писании сказано так: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:25). То есть, тут разговор идет не о том, чтобы что-то поменять на что-то. А здесь говорится о том, что человек должен отдать все, свою душу Богу, чтобы обрести ее в вечности. Тут нет никакой торговли. Как мы часто говорим: «А сколько нужно, а что надо сделать, а что достаточно для того, чтобы получить Царствие Божие?» Оказывается, для этого нужно отдать все, включая свою душу, и какие-то иные рассуждения совершенно не подходят.

Церковь нам напоминает о нашем долге, о нашем кресте, вознося пред нами Крест Господень, и говорит, что придет время, когда начнется пир Божий в вечности, и чтобы мы не оказались недостойными этого пира.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?