Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 14-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением. 2019 г.

26 сентября 2019

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня неделя пред Воздвижением Животворящего Креста Господня. Церковь приучает нас к тому, чтобы мы помнили о Кресте Господнем и знали, что у нас есть долг нести свой христианский крест. Нести без ропота, а с любовью. Поэтому Церковь заблаговременно готовит нас к почитанию Креста Господня.

Человечество готовилось к распятию за многие сотни, тысячи лет. Еще Моисей, когда на иудеев напали в пустыне змеи, воздвиг медного змея, посмотрев на который, люди не умирали от укуса змей, а исцелялись. Этот змей был воздвижен на кресте. В этом змее не было никакого яда, и в Спасителе не было никакого греха. От Его Страданий исцелились и исцеляются многие христиане и наследуют жизнь вечную.

Сегодня мы опять обращаемся ко Кресту. Апостол Павел говорил, что «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). У человека есть естественная тяга, унаследованная из поколения в поколение, которая называется первородным грехом, тяга ко всякому греху и скверне. Поэтому чтобы воздерживаться от сотворения плохого, необходимо к себе применять усилие. Почему Господь и говорил, что «Царствие Божие нудится» (Мф. 11:12). Потому что у нас есть естественная тяга к плохому,  но не к хорошему. Наша жизнь дана для того, чтобы себя приучить к жизни в добре, в любви, в исполнении заповедей Божиих, которые нам не нравятся, которые мы не любим, всячески их  оговариваем  между собой и дома, и в храме, везде. Но нам нужно бороться с собой и стараться эти заповеди Божии полюбить.

Сегодня же мы слышали евангельское повествование о званных на вечерю. Те званные, которые считали себя друзьями Божиими, оказались недостойными, потому что вели неправильную жизнь. И в Священном Писании об этом прямо говорится, что они все были в жизненной суете. Кто-то пошел на поле, кто-то пошел на торговлю, кто-то еще по каким-то мирским делам, но не пошел ни в Храм, ни к Богу, ни на молитву. Это его не тянет, хотя он считает, что он христианин, но заботы, утехи, страсти влекут нас чаще больше, чем стремление полюбить Бога и пообщаться с Ним в молитве и в Таинствах. «Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти» (Лк. 14:16-20).     И тогда Господь посылает на распутья искать людей, которые себя не считали христианами, но проводили свою жизнь без ропота, собирали в своей жизни добродетели и оказались выше тех, кто считал себя ближним другом Господним. Эти люди, на которых никто не обращал внимания, оказались в одеждах брачных, то есть, в добродетелях.

«И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14:21-24).   Среди них тоже оказался и тот, кто был приглашен, но  тоже вне брачных одежд, тоже не потрудился над собой, и лишился Царствия Божия, то есть, пира Господня.  

Сегодня Церковь нам напоминает о нашем кресте, что без этого крестоношения, то есть, без борьбы со своим падшим греховным человеком, со своими греховными стремлениями и понуждения себя к добру: посту, молитве, обращения к Таинствам Божиим – без этого у человека нет будущего в иной жизни: в вечности. Нет жизни со Христом, потому что там только те, кто Его любит, кто Ему послушны, и кто без ропота творит добрые дела и надеется получить воздаяние не от кого-либо, а от Него. Причем, в Священном Писании сказано так: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:25). То есть, тут разговор идет не о том, чтобы что-то поменять на что-то. А здесь говорится о том, что человек должен отдать все, свою душу Богу, чтобы обрести ее в вечности. Тут нет никакой торговли. Как мы часто говорим: «А сколько нужно, а что надо сделать, а что достаточно для того, чтобы получить Царствие Божие?» Оказывается, для этого нужно отдать все, включая свою душу, и какие-то иные рассуждения совершенно не подходят.

Церковь нам напоминает о нашем долге, о нашем кресте, вознося пред нами Крест Господень, и говорит, что придет время, когда начнется пир Божий в вечности, и чтобы мы не оказались недостойными этого пира.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.