Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 18-ю по Пятидесятнице. 2019 г.

23 октября 2019

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Однажды Спаситель входил в город, а из города шла похоронная процессия. Конечно же, Источник жизни должен был встретиться с главной проблемой человечества — смертью. Спаситель встречает процессию, несут единственного умершего сына вдовицы. Он останавливает несущих, воскрешает юношу и успокаивает его мать.

«После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк. 7:11-16).

В этом мире греха, страданий царствует смерть, и иначе быть не может. Пока существует мир греха, так было, есть, и будет, потому что сотворенный Богом бессмертный человеческий дух никакими путями не может остановиться, попадая в сети греха. Сила духа огромная, и мы сами знаем, как тяжело, порой невозможно, бороться со своими страстями, как порабощают человека. И жизнь в греховном мире состоит только в том, что мы являемся слугами страстей, грехов, и только смерть останавливает нас. Перед смертью мы приходим в ужас, но часто даже она не может изменить желание нашего духа, который продолжает в вечности творить свое беззаконие.

Мир был создан Богом благим, добрым, и нет ни одного мгновения во времени, нет ни одной точки во всем бескрайнем сотворенном мире, где бы благодать Божия не действовала, где бы Господь не проявлял свою любовь, свою милость, свое милосердие, свою благость. И он проявляет свою благость, в первую очередь, ради человека. Но Он не насильно призывает к себе человека, а дает возможность нам в мире греха, страданий и смерти обращаться к Нему. Лишь только Он может успокоить наш мятущийся дух, нашу страстную душу. А вся наша жизнь состоит из того, что мы постоянно кого-то или что-то хороним. В нашей душе появляется множество всяких безумных идей, страстных помыслов, которые очень часто проявляются в жизни, вот, человек что-то строит, но конец этому всегда бывает. Разочарование и очередной покойник в наших мыслях, в нашем сознании. Что-то делаем, творим, но все это разрушается, порой даже человек что-то начал делать и не завершает. И так вся человеческая история, и история одного отдельного человека. Стремление, деятельность, разочарование, разрушение и смерть. И ничего другого в этом мире быть не может. Не может быть в этом мире никакого светлого будущего, никакого успокоения, потому что это царство смерти. Это царство может быть только уничтожено, но не изменено.

А дело человека перебороть это царство в себе, понять, что ежесекундно, каждое мгновение Господь рядом с нами. Он благ и любит нас, всегда придет к нам на помощь, лишь только мы к Нему обратимся. И мы должны постепенно изменять свою жизнь. Христианин – это человек, который живет в ином мире – в мире Божественной благодати. Жизнь эта начинается порой с самого малого. Сначала он понимает, насколько губительно все в этом мире, насколько оно властвует над каждым и над всем. У него появляется желание не быть рабом этого страстного прелюбодейного мира. Он желает чистоты и святости и понимает, что больше ни у кого, кроме Бога этого нет.  Постепенно интерес к грехам, страстям у христианина должен пропадать, появляться желание чистоты, святости, желание исполнять заповеди Божии в своей жизни во всем и всегда. Именно в этом и состоит христианская жизнь.  Именно поэтому пустынники уходили в пустыню, в монастыри, занимались непрестанной молитвой, постились, трудились, чтобы стяжать благодать Святого Духа. Христианин может не уходить от увеселений, которые есть в жизни. Но эти увеселения не будут строиться на страданиях других людей, не на греховности, а они будут чистыми, радостными и светлыми. И радость будет чистой и светлой.

Церковь нам показывает, как нужно идти к Богу. Господь своей жизнью показал, а мы должны Его слушаться и исполнять Его заповеди. Если просто мы говорим: «Я христианин» и все, то это ничего. Это пустой звук. Это дом, как сказано в Священном Писании, «построенный на песке» (Мф. 7:26), который всегда может разрушиться. А Церковь нас призывает к тому, чтобы мы свою христианскую жизнь строили на твердой вере, которую бы не поколебали никакие внешние нестроения, никакие угрозы, страсти и прелесть, никакое желание власти, никакие желания плотские. Чтобы все смертное, что существует в этом мире страдания и греха, не соприкасалось с нашей душой.

Евангелие сегодня показывает, Кто Владыка вечный, что Он все равно держит нашу жизнь в своих руках, и, где бы мы не были, все равно находимся в полной зависимости от Него, даже если мы противимся, не слушаемся, боремся с Ним. Но если мы христиане, то мы должны поменять свою жизнь, познать Его благость и жить в ней. Тогда мы не будем исповедовать каждый раз одни и те же грехи, которые свидетельствуют о том, что говорим мы одно, а делаем другое, и что у нас нет никакого стремления отказаться от этих прелестей греховных и смертных.

Слушая Священное Писание, дорогие братья и сестры, постараемся и мы менять свою жизнь, знать, что Бог всегда и везде старается воскресить и нашу умирающую душу, чтобы мы, наконец-то, отказались от многих ненужных и губящих нас прелестей и жили Его любовью и благодатью.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ