Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 2-ю по Пасхе, о Фоме. 2019 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

 

Сегодня мы слышали, как Господь являлся Апостолам и троекратно повторял слова «Мир вам». Иногда Господь говорил: «Мир Мой даю вам» (Ин. 14:27).

«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин 20:19-31).

Почему же человеку необходим Божественный мир? Потому что, не имея Божественного мира, человек неспособен ни к чему. У каждого из нас нет мира внутреннего, полное расстройство внутренних чувств. Апостол Павел об этом свидетельствует: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Так и у каждого из нас появляются добрые намерения, а ум так извращает их, что из добрых они превращаются непонятно во что, в злые какие-то дела. Появляется какое-то доброе желание, а внутренние чувства и страсти эти добродетели душат, гасят или направляют в другое русло.  И мы не имеем внутреннего мира. У нас постоянный внутренний раздрай. Нас раздирают грехи и страсти, различные пожелания, происходит борьба чувств, ума, мыслей, плоти. Если мы почитаем Апостольские послания, то все они говорят именно об этом, о том, что человек без Бога саморазрушается внутренне и уже разрушен и не имеет ничего в себе мирного. От такого человека непонятно, чего ждать, он страшен для себя, для окружающих. Человек не имеет мира с ближними, потому что его гордыня, его самолюбие ужасают и отталкивают, потому что человеческие желания, сребролюбие не дают покоя ему и ближним, а его злоба пугает окружающих и непредсказуема. Ну и, конечно же, у человека, одержимого страстями, нет мира с Богом, и такой человек ничего не может создать.

Господь пришел для того, чтобы воссоздать человека. Сейчас мы видим, что человек не может утихомирить свои чувства, создать семью, воспитать детей, потому что нет у него внутреннего мира. Двое никак не могут договориться об одном. Страсти бушуют, укротить их некому, и своими силами человек не может это сделать. У него появляется куча сомнений, безверие, разочарованность, как и у апостола Фомы. Ведь неверие апостола Фомы – это и есть тот внутренний раздрай, который находится в каждом из нас, который наполняет нас сомнениями, страстями, неверием и прочими грехами. Поэтому человеку необходимо горячо обращаться к Богу, просить Его мира, который утишит наши чувства, образумит наши мысли, сознание, волю. И тогда у человека появляется доброе отношение к ближним, он понимает, кто он такой, каково его состояние, что он не может ничего без Бога, не может даже себя контролировать. И когда Господь свой мир посылает в человеческие сердца и умы, то тогда начинается созидание человеческой личности, строительство, воссоздание человека. И такой человек уже способен создать семью и пригоден для общества и впоследствии достигает Царствия Божия.

Сейчас, особенно в нашем обществе, внутренний раздрай духовный, нравственный, идеологический мучает людей, они бегают по всему свету, ища покоя, и не находят. Потому что покой только в Боге и больше нигде, а не в каком-то одном месте или в каких-то условиях. То состояние, в котором находятся наши люди, свидетельствует о том, что нет мира в душе у человека, в его сердце, в его мыслях, и он не находит себе места здесь, на земле.

Сегодня, слушая евангельское повествование о том, как апостол Фома страдал от этого и получил утешение, мир, соприкоснувшись с Богом, Церковь нас поучает, что это и наш путь, это путь каждого человека от сомнения и безверия, от служения страстям и грехам к миру с Богом, внутреннему миру и миру с ближними.

Постараемся, дорогие братья и сестры, и мы не забывать о том, что это обращение к каждому из нас, что это мы Фомы, у которых душа всегда неспокойна, у которых нет благих дел и пожеланий, веры, любви и мира ни с Богом, ни с ближними, ни с самими собой.

Аминь.

Христос Воскресе!

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.