Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 20-ю по Пятидесятнице. 2019 г.

08 ноября 2019

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня Церковь предложила нашему вниманию притчу Спасителя о богаче и Лазаре.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:19-31).

 Перед нами картина человеческой жизни, написанная очень правдиво и точно. Да, на земле существует несправедливость. Это всегда было, есть, и будет. Да, у кого-то есть свои работники, прислуга, и у этих людей очень много всякого достатка. Этот достаток они используют часто не во благо ближнего. Есть и те люди, которые слушаются Творца, исполняют Его заповеди, несут свой жизненный крест, не ропщут ни на что. Это было всегда. И никогда не будет такого времени на земле, когда так не будет. Земля – это место несправедливости, греха, власти смерти.

Но после смерти души попадают туда, где уже нет никакой несправедливости. Каждый получает то, что заслужил. Не богатство виновато и не бедность заслуга, а виновато неправильное наше отношение к тому, что дарует Господь, и то, как мы несем свои жизненные тяготы. Перед нами богатый, который получил по справедливости, и послушный Лазарь, получивший за свое крестоношение по заслугам. Из того рассказа, который предлагает нам Господь мы видим, что отношение к жизни совершенно не поменялось у этих людей. Что было здесь, какое богатство было у богача на земле, с этим же богатством он не расстается и там. Гордыня, самодовольство, самолюбие, тщеславие, презрение к другим, высокомерие, чувство превосходства и так далее. И он обращается к Аврааму, потому что привык в своей жизни на земле, что вокруг него все совершается просто и чудесно. Вот, его работники сделали все, принесли, приготовили ему, играет музыка, увеселяются. Множество всяких прелестей имел человек, командовал другими. И там, в вечности, он пытается командовать Авраамом: «Пошли Лазаря ко мне, но, если не ко мне,  то к моим братьям. Пускай они увидят чудо». Потому что он вырос в стране чудес и беззаконий.

Нас очень часто в жизни ловят на чудесах. Нам множество всего обещают, начиная еще с детства. Очень часто родители обманывают своих детей, говоря ложь, и обещают много чего. Нам обещают, когда нас учат где-то. Нам обещают на работе и так далее. И мы бесконечно верим в эти чудеса. Мы ездим, паломничаем, ищем опять чудо для того, чтобы ахнуть и через день все забыть. Мы живем внешней жизнью, жизнью страстей, чувств, но не жизнью ума и сердца. Нам некогда подумать, оценить себя. Наше сердце совершенно черствое, и чудеса эти не касаются нашего сердца. Они просто доставляют нам чувственное удовольствие. Удовольствие для плоти, удовольствие, когда мы путешествуем, когда соприкасаемся со святынями или еще с чем-то. Но эти чудеса совершенно не меняют нашу жизнь. Они на нас не влияют. Это наше желание, чтобы вокруг нас всегда была чудесная сказка. И, несмотря на то, какое мы имеем образование, положение, эта сказка живет в нас, и все как дети, начиная от малых и кончая старыми, начиная от совершенно бездомных и кончая власть имущими. Но этой бесконечной сказке будет конец. Нам кажется, что и потом мы также будем развлекаться, наслаждаться чудесами, и все продолжится. Ведь у нас у всех, как у богача, есть придуманные заслуги. Есть много лжи, на которую мы надеемся, ничего не делая, не прилагая никаких усилий. Но они необходимы, чтобы изменить свое сознание в первую очередь, чтобы потрудиться над собой, чтобы искоренить из себя страсти, которые одолевают нас, как и богача, чтобы поменять свою жизнь, потому что «Царствие Божие нудится» (Мф. 11:12). То есть, человек должен трудиться.

А Лазарь нам показывает другой образ человека, живущего другой реальностью, осознающего себя человеком, понимающего, что жизнь состоит из трудностей, что их нужно преодолевать, и что в этом никто не виноват, даже если кто-то наслаждается вокруг нас страстями, беззакониями и всем прочим. Потому что это наш личный ответ будет перед Богом. Потому что Лазарь всегда помнил, что он отвечает за свои поступки, за свою жизнь, за исполнение заповедей Божиих, несение своего креста, независимо от того, кто он, на каком месте и какое у него образование. Можно бы было привести пример двух богачей или двух нищих, которые совершенно разные внутри. Это не меняет картины. Но просто эти краски усиливают впечатление и пытаются дойти до нашего ума и сердца. Самое тяжелое у человека – это проснуться, как говорили святые и сказано в Священном Писании, проснуться и встать от сна греховного. «Посему сказано: ‘встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос’» (Еф. 5:14). Наконец-то опомниться и сказать, кто я такая, кто я такой, что со мной творится, что я делаю. Подумать умом, посмотреть на свое сердце, на свою душу, что же в ней есть, и что должно быть, и почему этого нет, и сколько еще много труда над собой. А ведь за все это спросится: почему вместо того, чтобы трудиться, ты спал или спала, почему вы подумали, что если что-то узнали, то оно вас меняет, ваш образ жизни дает вам какие-то права над кем-то и над чем-то, права не исполнять заповеди Божии, ставить себя выше других и так далее. Эта трагедия совершается как с отдельным человеком, так им с целыми народами. Людей ловят на сказке, совершают революции, перевороты, обманы и так далее, и все это жизнь превращает в ужасную сказку с плохим концом.

Господь нас предупреждает – остановитесь! Ведь точно также было в Ветхом Завете, в иудействе. Читаем мы Ветхий Завет – сплошные чудеса. Вот, иудеи выходят из Египта, десять казней, чудесно переходят море, много лет Господь их чудесно питает в пустыне, вводит в землю обетованную и дарует ее им. И сплошь чудеса. Они так в это поверили, что, когда пришел Господь, то чудес исцелений для них оказалось мало. Им нужно было чудо для каждого, чтобы стать каждому великим, отдельно, со множеством рабов, довольств и превосходства над другими. Эта сказка преследует и христиан. Поэтому так любят бегать в путешествия и посмотреть, что и как где было, а потом рассказывать об этом. А  как это повлияло на нашу жизнь, над этим никто не задумывается. Никто не хочет быть Лазарем, слушающемся Бога, исполняющим Его заповеди. Никто не хочет трудиться над собой и нести свой жизненный крест.

Сегодня Господь опять к нам обращается и говорит, что жизнь скоротечна, посмотри на себя, одумайся, проснись от греховной спячки, стань другим, достойным Царствия Божия.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.