Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 21 по Пятидесятнице. 2018 г.

21 октября 2018

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

____Сегодня мы слышали евангельское повествование об исцелении умершего сына наинской вдовицы.
____«После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.         И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк. 7:11-16).
____Множество вопросов появляется у людей, конечно же. по неразумию, по отсутствию воспитания и образования, когда перед нами встречается какая-то несправедливость, нарушаются наши права, или, когда мы заболеем или, тем более, наступает смерть. Как же, за что, почему? Множество вопросов, которые исходят от нашей гордыни,  злобы и неразумия. Да и как мы на самом деле можем соединить Божественную любовь, благо и то, что существует на земле. Да в том-то и дело, что это вещи совершенно несоединимые. 
Люди были предупреждены о том, что тот мир благодати и радости о Святом Духе, который существовал, может превратиться в мир иной – мир беззакония, противоборства Богу, непослушания Ему, мир греха, страдания и смерти. Но этот мир создал не Господь. А Господь сказал, что ты, человек, венец творения, можешь сделать выбор или жить в этом мире вместе с Богом или же уйдешь далеко, сделаешь пропасть между этим миром, в который невозможно будет тебе попасть, и будешь постоянно находиться в скорби, печали. Человек выбрал, как и сейчас выбирает, путь непослушания Богу. И этот путь непослушания, который создал человек в своем внутреннем мире, распространился и на все материальное  творение. И все в мире стало непослушно, непредсказуемое, дикое, временное, болезненное и подверженное смерти. Этот выбор сделали мы сами. 
____Господь пришел, явился в мир для того, чтобы показать существование иного мира — мира радости, жизни вместе с Богом в радости о Духе Святом. В Священном Писании сказано, что Он не нарушил ни одного закона, Он был послушен Богу Отцу даже до смерти. «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:6-8). Его внутренний мир — это мир благодати, любви и радости.  Он сказал каждому из нас, что мир, зараженный вами же вирусом греха, страсти, болезни и скорби, он останется, потому что его нельзя преобразить, его можно только уничтожить, но уничтожить вместе с живущими в этом мире. И вот, пока в этом мире есть сколько-то людей, которые идут к Богу, Господь хранит этот мир страстей, грехов, болезней и смерти. Как только не останется этих людей, мир будет мгновенно уничтожен.  Таких людей все меньше и меньше, желающих внутри себя создать Царствие Божие. Господь сказал, что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), созидайте его в себе, и Я вам помогу, буду вместе с вами. Я вас буду укреплять, буду питать Своими Телом и Кровью, чтобы вы наполнились силами и смогли в этом мире беззакония и страданий создать в себе самих маленький мир, в котором жил бы Господь, мир благодати, послушания Богу, мир, в котором человек, несмотря на то, что он живет в мире греха, внутри будет жить по другим законам, по законам вечности, по законам Божиим. 
____Переделать весь мир не может даже Господь. Но диавол  пользуется этим и  постоянно человеку говорит, что вот, мы создадим какое-то другое общество без Бога, и оно будет хорошим. Это утопия, иллюзия и просто безумие. Как в этой непредсказуемости, в этих страстях создать что-то стабильное и доброе? И поэтому христианин приходит в Храм не для того, чтобы мир вокруг преобразить, а для того, чтобы внутри него появилась иная жизнь, иное духовное состояние, чтобы самому прийти в Царствие благодати. Но мы этого почти никогда не понимаем. 
____Одна знатная богатая христианка, вдова, у которой был единственный сын, видела, как мучают мученика Уара, а потом его тело выбросили на съедение зверям и птицам. Она взяла его останки, принесла в дом, обмыла и стала просить мученика, чтобы он даровал то, что угодно Богу и полезно ей и ее сыну. Она построила Церковь в честь мученика, положила там его мощи, и когда освящали Храм, она собрала множество людей, всех кормила, прислуживала всем вместе со своим сыном. И на этой трапезе сыну стало плохо. Он занемог, заболел и скончался этой же ночью. Клеопатра побежала к мощам мученика в Храм, очень долго молилась и говорила: «Ну что же? Я устроила Храм, взяла твои останки, поклонялась им, просила тебя, и совершилось такое несчастье? Или забери меня, или   верни мне сына, потому что я жить не могу дальше». Она  долго молилась  и вдруг впала в забытье, и ей в это время явился мученик Уар вместе с ее сыном, оба очень светлые, радостные. И мученик говорит ей: «Ты же просила меня, чтобы я сделал так, чтобы было угодно Богу и полезно тебе и сыну.  И вот, твой сын сейчас находится у Престола Божия в Царстве благодати,  радости и любви». Она говорит: «Нет, верни мне сына». А сын ухватился за мученика Уара и говорит: «Мама, если ты любишь меня, то оставь меня здесь, потому что мне здесь хорошо». Она очнулась, обрадовалась и с радостью пошла домой, после чего она жила в радости и благодарности Богу. 
____Мы очень часто не понимаем, кто мы, зачем живем,   что  за мир нас окружает,  к чему мы должны стремиться, и какова цель нашей жизни. Сегодняшнее Евангелие нам напоминает о том, что мы как христиане взяли на себя ответственность за свою душу, за то, что мы будем послушны Богу в любых обстоятельствах жизни, в болезнях, скорбях и даже при наступлении смерти.  И что радость наша будет о Духе Святом, а не от этого греховного мира, который в принципе не может дать радости никому и никакой, а лишь одну  горечь, страх и страдания.     
____Сегодня, слушая этот евангельский рассказ и слыша, как Господь сказал вдовице «не плачь, не скорби» и мы не должны скорбеть, зная, что другого мира на земле нет, что он весь состоит из скорбей, когда в нем нет Бога.  И в то же время, когда появляется Господь в нашем сердце, появляется радость, любовь и спокойствие духовное.
____Помолимся, чтобы Господь укрепил нас в наших трудах по спасению нашей души и созидания в себе Царства любви и послушания Богу.     
____Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.