Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 22-ю по Пятидесятнице. 2020 г.

14 ноября 2020

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Мы слышали замечательную притчу Спасителя о богаче и Лазаре. Эта притча восхваляет смирение и послушание и показывает гибельность гордыни, прелести и всяческих грехов и страстей.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:19-31).

 

Эти два человека – образы собирательные, которые символизируют добродетельных людей и грешников. Как изобразить грешника? И Господь прекрасно его изобразил. Он показал человека, который находится в прелести, то есть, неадекватно оценивает себя и обстановку, в которой он живет. Этот человек получал от Бога много различных даров. Но все эти дары он употреблял, сжигая их в своих страстях. Некоторые из страстей перечислены. Это различные увеселения, которые и сейчас существуют. Сейчас их еще больше стало, потому что существует множество средств массовой информации, которые могут увеселения создать везде. Грешник обычно совершает грехи не в одиночку, хотя и такие тоже есть, а обычно развлекается в какой-то компании. И было сказано, что богач пиршествовал блистательно со своими знакомыми, друзьями, подругами и другими людьми, увеселяя себя и насыщая свои страсти.

Человек, пребывающий в страсти, в прелести, никого не видит, никого не замечает, ни с кем не хочет ничем делиться, все старается насытить свои страсти и никак не может их насытить. К нему бесполезно обращаться, он не видит и не слышит, поэтому Лазарь, как сказал Господь, то есть человек добродетельный, послушный, который исполняет заповеди Божии, не ропщет, а борется со своими страстями, и живет совсем другой жизнью. Уже здесь, на земле, живущий с Богом и живущий страстно, удаляются друг от друга и не бывают никогда друзьями. Поэтому так часто приходят в Храм и говорят: «Вот, я позвонила или позвонил кому-то, встретился, а что-то разговор не получился и вообще, все как-то странно». А так оно и должно быть. Так и бывает.

И в то же время в этой притче сказано о том, что большинство, то есть, большая веселая компания, развлекается и лишь немногие в одиночестве вместе с Богом спасаются, борются со своими страстями.   Их, конечно, часто презирают, не обращают внимания, в лучшем случае не замечают, потому что совершенно разное мировоззрение, совершенно разная жизнь. Эта пропасть, которая возникает здесь, на земле, становится больше и больше. Эта страстность угнетает человека здесь, потому что, если человек останется со своими страстями один на один, ему ужасно страшно. Поэтому есть такие, кто даже спит с включенным светом, боятся остаться один на один со своей страстностью. Эти мучения потом продолжаются в вечности, только в вечности насытить страсти будет уже нечем. Если здесь, на земле, идущие за Богом не насыщают себя страстями, то там они блаженствуют и получают от Бога радость, веселье и любовь. А когда человек живет в прелести, гордости житейской, когда человек пытается, как он считает, прославить себя, свое имя, или, как говорят, человек состоялся. Состоялся в чем? В этом греховном безобразии. И потом он боится расстаться с этим безобразием, потому что если его убрать, то человека вообще нет, он никто. У него больше нет ничего. Это его богатство, с которым он идет в вечную погибель. А подвиг христианина, как Господь сказал, взять крест свой, то есть, отказаться от греховного богатства, ограничить себя, то есть, распять свои страсти греховные, и тогда только на кресте вместе со Христом появляется человеческая личность, а не в этом страшном греховном угаре.        Слушая сегодня, дорогие братья и сестры, евангельское повествование, постараемся и мы определиться, а где же мы, пребываем ли в прелести, как евангельский богач, пытаясь себя возвысить над другими, искупаться во всех грехах, приобрести огромное богатство страстей, чтобы вместе с ними вечно мучиться, или мы с Лазарем, который не нуждается в земном богатстве, а лишь только сморит на Небо и устремляет свою любовь к Богу и ближним.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.