Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 23-ю по Пятидесятнице. 2020 г.

27 ноября 2020

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня мы слышали евангельское повествование об исцелении Гадаринского бесноватого. Из него мы понимаем, что есть Бог, Ангельский мир, и есть падшие ангелы, злые духи, которые пребывают или в бездне или же здесь, на земле, но обычно они пребывают в людях. И когда бес находится внутри своего раба, потому что, если он поселяется в человека, то этот человек становится его рабом, тогда этот хозяин начинает над ним издеваться. Человек сам себе не хозяин.

«И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо [Иисус] повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.    Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лк. 8:26-39).

Сейчас мы видим, как много людей, которые собой не владеют, моментально меняются, совершенно непредсказуемы. Конечно же, всех не закуешь, как Гадаринского бесноватого в цепи, не прибьешь эти цепи к скале. Все равно он их разрывал и убегал, потому что власть диавола над человеком оказывается сильней даже железных уз. И мы постоянно общаемся с такими людьми.

Самое страшное, когда такой человек появляется в нашей семье. Ребенок – а уже неуправляемый. Уже неуправляемый злой дух. Таких сейчас множество, и ничем нельзя этого маленького человека смирить. Да и про Гадаринского бесноватого сказано, что он долго, с самых детских лет, был одержим злым духом. Когда диавол поселяется в ком-то, а так как он дух, имеет огромную силу, то бесноватые обладают этой силой. Но сила эта разрушающая. Она разрушает все и вся, и в первую очередь, человеческую душу. А диавол  это считает своей наградой. Если он попадает в бездну, то тогда он становится рабом, и уже над ним издеваются и заставляют что-то делать. А тут он хозяин и он страшно боится своего рабства. Поэтому и говорит Спасителю: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8:28).  Не Спаситель мучает. А этот бес попадет в место мучения, где мучаются все, где нет никакой отрады.

Но бесноватыми бывают не только такие люди, которых мы видим, внешне можем определить. Бесноватыми являются и многие из тех, кто ведет себя, как якобы нормальный человек. Такими оказались жители Гадаринской страны. Что самое интересное, Господь пришел, и бесы Его спрашивают: «Зачем Ты пришел сюда мучить нас?» Приходят жители Гадариской страны и повторяют  тот же самый вопрос. «Уйди от нас, не мучь нас». Все эти люди тоже оказались бесноватыми, только не в таком явном виде, но все под властью греха, страстей. Потому что диавол делает человека рабом через страсти, через грехи. Бытует такое мнение: попробуй какой-то грех. Но тогда ты станешь рабом злого духа. А диавол всегда вовлекает в свои сети и требует себе жертву.

Бесноватый человек сотворит все, что повелевает злой дух, сам ничего не понимая. Диавол ему много чего обещает. Вспомним наших прародителей, что он им обещал: «Будете, как боги» (Быт. 3:5). Вспомним Каина, которому он обещал технический прогресс, науку, ремесла и так далее. И за это он принес в жертву своего брата. А прародители себя принесли в жертву диаволу. Так и мы часто обманываемся каким-то величием, какой-то гордыней и оказываемся в руках этого страшного духа. Он управляет, он еще и пугает. Как апостол Павел говорит, что все «от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:15). Все подвержены работе диаволу под страхом смерти. Причем так, что нельзя ни вправо, ни влево – смерть.   И все, чем нас пугают, это пугает он. Они повторяют за ним его слова, страхи, сами совершенно ничего не могут сделать и сами страшно боятся, как и духи злобы.

Сегодня, слушая евангельское повествование, дорогие братья и сестры, надо помнить, что злые духи вокруг нас и они пытаются нас сделать своими рабами, войти в нас, предлагают нам различные варианты страстей, грехов, всего, чего угодно, под видом работы, положения, звания, еще каких-то обманов. Вот, будешь работать, будешь делать такой-то грех или еще что-то. Поэтому христианин всегда должен помнить, что рабство гораздо хуже, чем наше временное благополучие или наше спокойствие. И мы сами знаем, как много сейчас всяких соблазнов, и как человеку     тяжело прожить, не став рабом страстей, грехов и духов злобы. Но христианин с помощью Божией может, если есть желание, можетпротивостоять, потому что Господь победил этих духов. И не надо думать, что они где-то давно и далеко в Гадаринской стране. Они и сейчас везде и ловят нас на любой нашей греховной ошибке. 

Поэтому помолимся, чтобы Господь нас сохранил от власти диавола и помог прожить свою жизнь достойно, исполняя Его святые заповеди.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.