Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 24-ю по Пятидесятнице. 2019 г.

04 декабря 2019

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня мы слышали рассказ Спасителя о безумном богаче.

«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:16-21).

 Первый вопрос, который у нас появляется: «Почему же этот богач безумный? Вроде бы, ни у кого ничего не украл, сам посеял, сам собрал, сам сделал житницы, сам все спрятал и сказал: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:19).

В чем же заключается его безумие? И к кому оно относится? В этом рассказе, Спаситель говорит как про каждого отдельного человека, так и про все человечество в общем. В притче говорится о том, что борьба человека с Богом никогда не заканчивается, что она происходит постоянно, и в этом безумство каждого человека. В первую очередь, каждый человек хочет переделать те незыблемые законы, которые установил Господь, всему навязать свою волю, на все наложить свое желание и власть. Человеческая история полна безумия и состоит только из человеческого безумия. Из того, что временное, мы хотим сделать вечное, что совершенно неподвластно никому из нас. А про вечность вообще забываем и не готовимся к ней. В этом заключается наше безумство. Мы забываем, что наша плоть смертна, временна и дана человеку Богом не для удовольствий, не для того, чтобы совершать грехи, а для того, чтобы служить Богу. Мы забываем, что плоть жива только потому, что в ней находится душа, и лишь только Господь, Владыка этой души, возьмет ее к себе, то плоть распадается и превращается в прах.  Но каждый человек в своем безумстве хочет изменить этот закон, похваляется, как в этом греховном, падшем, тленном мире сколько у него всяких возможностей, как у него все схвачено, и что он будет вечен и неподвижен. Все это рассыпается мгновенно.

Это касается всех и каждого. Причем, чем выше обычно поднимается человек по иерархической линии, тем больше он становится безумцем. Ему всего мало, он хочет захватить все, весь мир, и этого мира ему тоже мало. Мы видим, как появлялись великие люди, богатые империи, и как все это превращалось в прах.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Богатство какого     человека спасло от смерти? И золото разве кого-либо исцелило от какой-то болезни?» А мы совершенно безумные, боремся с Богом, в этом богоборчестве нас ловят, обещают нам благоденствие на земле, которого быть не может. Обещают нам много чего, и все это ложь и обман, потому что истина только в Боге, в Творце. Истина заключается в том, что, независимо от того, беден ты или богат, ты должен посвятить свою жизнь, свое тело, свою силу, ум, свои душевные возможности для того, чтобы служить Богу и ближним. А если Господь видит, что нет причины продолжать нашу жизнь, потому что она бесполезна, как у этого богача, который не служил ни Богу, ни людям, и все превращал во вред себе и ближним, то наша жизнь может прекратиться в любой момент.

Сегодня Церковь в очередной раз нам напоминает, что наша жизнь глубоко ответственна, что она постоянно задает вопросы «А почему? А зачем? А нужно ли это тебе? А что будет потом?» И человек должен помнить это, уметь всегда ответить на эти вопросы, не подпадать под власть лжи и обмана, а посвящать свою жизнь служению Богу и людям.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ