Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 24-ю по Пятидесятнице. 2020 г.

27 ноября 2020

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня мы слышали Евангельское повествование об исцелении Спасителем умершей дочери Иаира, начальника синагоги, и об исцелении кровоточивой женщины.

«И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,      подойдя  сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.        Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.    И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем» (Лк. 8:41-56).

Мы слышали, что ученики говорят Спасителю: «Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» (Лк. 8:45). Оказывается, что, несмотря на то, что было множество людей, которые шли за Спасителем, что-то у Него просили, требовали, что-то желали, но исцелилась одна кровоточивая женщина.

Почему же так происходит? Почему многие обращаются к Богу и сейчас, как и тогда, что-то просят у Него, но не все удостаиваются просимого. Эта женщина страдала болезнью, кровотечением долгие годы, израсходовала все свое богатство на лечение, но ничего не помогало. Ее обращение – это был вопль отчаявшегося человека, который потерял всякую надежду и  имел веру только в одного Спасителя. Она понимала, что на земле нет никого, кто может ей помочь. Она только смотрела в Небо и ждала оттуда помощи. Но вот через кого? И когда пришла к Спасителю, то ее вера окрепла, и она получила исцеление.

И не зря это событие описывается в Священном Писании. Ее вера повлияла на всю ее последующую жизнь. Она вернулась к себе домой, сделала статую Спасителя, возле которой выросла трава, а она постоянно молилась перед этой статуей, обращаясь к ней как к живому Спасителю, и многие, которые приходили, брали эту травку и исцелялись от различных болезней. Ее вера помогла не только ей, но и многим, которые смотрели на ее веру, просвещались этой верой и загорались огоньком своей внутренней надежды и веры. Эта статуя простояла несколько веков до Юлиана Отступника, который боролся с христианством и со Спасителем. Об этом знали уже многие, даже император узнал, который вообще-то не в Палестине  пребывал, и повелел статую снести и раздробить на мелкие кусочки.

Вера Иаира тоже была смела, потому что он был начальник синагоги. Начальник синагоги – человек информированный. Он знал, в отличие от простых иудеев, различные распоряжения синедриона и то, что Спаситель преследуется, к Нему приставлены люди, которые следят за Ним, за каждым Его шагом, за каждым словом, стараясь придраться к чему-то. К Нему подсылались провокаторы, и мы знаем, в Священном Писании об этом сказано, что «законник, искушая Его, спросил» (Мф. 22:35) и так далее. И, несмотря на то, что он знал о том, что к Спасителю обращаться опасно, тем более ему, и он подлежит прещению, его вера подвигла, чтобы он пошел, рискуя своим благополучием, своими жизненными достижениями, своим высоким постом, которого он мог лишиться. Он пошел к Спасителю, и Спаситель сразу говорит, что этот человек имеет веру. Сказал ему: «Не бойся,  только веруй» (Лк. 8:50). Не бойся ничего и никого. Он знал, что этот человек знает об опасности  его обращения к Спасителю. И совершилось великое чудо, которое еще больше укрепило веру Иаира. Его единственная дочь воскресла, и он уверовал во Христа.

Сегодня, слушая, дорогие братья и сестры, евангельский рассказ об исцелении Спасителем, и мы постараемся запомнить, что к Богу надо идти, не боясь никого и ничего. Что единственный источник власти – это только Он. Как говорил апостол Павел: «Нет  власти не от Бога» (Рим. 13:1). Что все остальные – это просто сотрясание воздуха, это просто злоба, гордыня, зависть и прочие грехи, которые, собственно говоря, и не существуют в мире вне человека и которые пропадают вместе с человеком. Это все наше, которое не имеет никакой власти ни над чем, кроме нас, порабощает нашу душу, тело, лишает нас веры в Бога. А что такое вера? Вера – это и есть как раз то, когда человек сбрасывает оковы греха, не боится страстности ни своей, ни чужой, когда он набирается решимости бороться с грехами как со своими, так и с теми, которыми его пытаются пугать, освобождается от этих рабских оков и становится свободным во Христе. Поэтому мы себя и называем рабами Христовыми. То есть, раб Христов – это свободный человек, который верует, любит Бога и слушается Его по любви к Нему. Поэтому в Священном Писании говорится в одном месте, как Господь сказал: «Сын  Человеческий, придя, найдет ли веру на земле» (Лк. 18:8). И в другом: «Во многих охладеет  любовь» (Мф. 24:12). Любовь и вера – это практически одно и то же. Потому что всегда любовь к Богу, жертвенная любовь  сопряжена с глубочайшей верой, и вера всегда рождается в любви. Так же как и вера это бедной женщины, которая пришла издалека, все оставила, посвятила впоследствии свою жизнь молитве к Богу, возлюбила Его и помогала ближним своей любовью. Свою любовь стала распространять и на всех окружающих.

А когда человек становится рабом греха, он замыкается сам в себе, он ничего не может сделать. У него пропадает всякое творчество. Посмотрим на период, так сказать,  безбожия, когда у нас были замечательные, как говорят, художники, скульпторы и так далее. Но ведь что они делали? Сплошное безобразие. Никакого творчества, никакой красоты, они даже не понимали, и не понимают, что такое красота. Поэтому, чтобы стать человеком творческим, нужно сначала возыметь любовь к Богу, веру в Него, освободиться от оков страстности. А если мы посмотрим еще  повнимательней, то все это творчество превратилось в изображение страстей и грехов, которые сковали человека, парализовали его и лишили всякой свободы, даже свободы мыслить. Священное Писание нас всегда призывает, чтобы мы знали о том, что единственная власть – это Бог, который дает нам все и вся. Как Он сказал: «Без меня не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5). И ни один великий человек еще не опроверг эти слова ни в своей жизни, ни в своем творчестве. Без Бога ничего не получается.

Поэтому, если мы хотим, дорогие братья и сестры, не только достичь Царствия Божия, а хотя бы здесь оставить что-то после себя, то мы, в первую очередь, должны обращаться к Богу, очищать себя, полюбить Его. Из этой любви появится вера, и тогда Господь, войдя в наше сердце, ум, сознание, волю дарует нам многие силы, возможности. Женщина умирала, никто ей не мог помочь. И вдруг возлюбила Бога, и не только сама исцелилась, а еще тысячам стала помогать, немощная, слабая. Что творит любовь. Собрать всех врачей, которые тогда были, к которым она обращалась, и они не могли такого сделать, что сделала она одна, и несколько веков люди приходили и исцелялись.

Слушая всегда Священное Писание, дорогие братья и сестры, необходимо восхищаться, насколько же благ, велик Спаситель, насколько спасительна вера в Него и любовь к Нему и насколько она украшает нашу жизнь и в первую очередь нас самих.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.