Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 26-ю по Пятидесятнице. 2019 г.

19 декабря 2019

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Каждый человек думает о том, а что же является ценностью в нашем мире. Человек часто пытается что-то собрать, внешнее богатство интеллектуальную собственность, при этом часто теряет совесть, свои добрые качества, любовь к Богу и к людям, и становится никому ненужным. Что-то ищет, борется за что-то, а потом оказывается, что все это ненужно, бросает,   убегает. Главная проблема даже не в том, что есть ценность, а человек никак не поймет, что ему нужно в этой жизни, что ему даст удовлетворение, радость. Потому что многие стремятся к разному, и все это не приносит удовлетворения.

Пророк Давид и царь Соломон, его сын, были богатейшими людьми, но вставали, молились ночью и семь раз в день молились днем. Сегодня мы слышали евангельское повествование, как один богатый юноша из знатной еврейской семьи пришел к Спасителю именно с тем же вопросом: «А как мне жить? А что мне делать?»

«И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:18-27.

Семья этого законника, не только родители, но скорее всего и деды, и прадеды жили по строгим законам иудейским. В то же время скопили большое богатство, но этот юноша не находил смысла жизни ни в богатстве, ни в исполнении заповедей Божиих. Хотя формально, как он сказал, заповеди исполнял. На вопрос об исполнении заповедей он с радостью и готовностью отвечает, что все заповеди он исполнял с детства. Но это заповеди только запрещающие что-то. А вот, к чему стремиться, он никак не мог понять. Заповеди запрещают грехи, но в то же время они подразумевают: «Не сделай плохого ни ближнему, никому, но полюби Бога». Прямо об этом не сказано было в Ветхом Завете, но они человеку говорят, что нет ценностей здесь, на земле: ни в страстях, ни в грехах, ни в материальном довольстве. А ценность есть в ином мире, который, в Ветхом Завете был закрыт от человека.

И вот, Господь прямо говорит этому юноше: «Иди, все твои ценности продай, раздай нищим и следуй за Мной. Следуй за Богом». Юноша отошел с печалью. Потому что его привязанность к миру внешнему оказалась сильнее, чем стремление к Царствию Божию, о котором он спрашивал. У него не оказалось желания поменять временное на вечное. Он не захотел менять свою жизнь, к которой привык. И он показал, что не любит Бога так глубоко и сердечно, как это нужно делать.

Исполнение внешних правил – это еще не любовь. Это может быть и страхом перед наказанием, это может быть и боязнь того, что он что-то потеряет за неисполнение заповедей: свое здоровье, свои способности. А чтобы полюбить Бога, для этого нужно человеку дойти, понять, что ценностей в этом мире, кроме любви к Богу, нет, и не будет, все остальное временно. Временно не только то, что мы имеем, но временен и тот мир, в котором мы живем. Он прейдет. И, конечно же, временное не может насладить вечную душу. Ей нужны вечные ценности.

Господь ответил этому человеку, так же, как и нам всем: «Поменяйте ценности временные на вечные, полюбите Царствие Божие, полюбите Бога. То, чем вы занимаетесь, может не помешать, но исходите в своей жизни в поступках из любви к Богу. Не из своих стремлений, желаний, привязанностей, тем более, пороков и грехов, а именно сердце должно быть привязано не к земле, а к Небу».

Церковь нам напоминает устами самого Спасителя, чтобы и мы помнили о том, что все временное, преходящее, не удовлетворяет нашу душу, что оно не является ценностью для нее. Есть только одна ценность – ценность Небесная, любовь к Богу, вера в Него и послушание Ему.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ