Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 27-ю по Пятидесятнице. 2029 г.

27 декабря 2019

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Вновь звучало евангельское повествование о человеческой неблагодарности. Спасителя встретили десять прокаженных, которых Он исцелил, и только один, причем иноплеменник, пришел к Нему, чтобы воздать благодарность.

«И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали      и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:12-19).

Человек приходит в сей мир, ничего не имея, также и уходит, ничего с собой не забирая, а распоряжается тем,    что дает ему Господь, и при этом очень часто забывает Его благодарить. Это относится ко всем нам. А ведь благодарность нужна не Богу, а нам. Вернулся самарянин, и какая связь оказалась у этого исцеленного со Спасителем – навечно. Евангелие постоянно напоминает об этом человеке, никому не известном. Господь его похвалил, потому что благодарность – это невидимая связь, которая бывает очень крепкой между тем, кого облагодетельствовали, и благодетелем. А мы неблагодарные, рвем эти связи с Богом, становимся Ему далекими и чужими и не замечаем этого. Потому что благодарность – это и уважение, и культура, и любовь человека.

Сегодня мы чтим память святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Мы знаем, что праведные Иоаким и Анна очень долго были бесплодны. При этом несли Богу послушание, соблюдали заповеди, особенно заповедь о посте. Святой праведный Иоаким перед зачатием своей Пречистой Дочери ушел в пустыню и сорок дней постился, практически ничего не вкушая и очень мало употребляя даже воды.

Мы знаем из Священного Писания, что многие великие дела совершались, предваряемые постом. Спаситель вышел на проповедь после сорокадневного поста, Иоанн Предтеча вообще всю жизнь постился. На прошлой неделе было епархиальное собрание, и Святейший Патриарх Кирилл сказал, что он не помнит того времени, когда бы он в пост не постился, в их семье соблюдали посты, и он соблюдал все посты. И сказал, что это нисколько отрицательно не повлияло, наоборот, помогло и его здоровью, и его умственным способностям.

Мы не желаем порой  слушаться Бога, благодарить Его, потом ропщем и спрашиваем: «А почему, зачем? А откуда у меня такие дети?» Если мы желаем, чтобы наши дети становились великими святыми, становились иерархами, то, конечно же, необходимо исполнять заповеди Божии, и в первую очередь, заповедь о посте, которая сочетается с молитвой. Сам Спаситель сказал, что «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Поэтому так он и боится поста. Потому что послушание Богу начинается с поста. Пост – это наша проверка, маленькая, легкая проверка – как мы выдержим. А большее послушание как может человек выдержать, если он не может даже меньшим чем-то пожертвовать. И наша жертва Богу оборачивается большими благами от Спасителя. Он видит наши труды и воздает за них, так же, как Господь воздавал всем людям. На Руси вообще всегда какое-либо начинаемое большое дело, как допустим, строительство храма, основание монастыря, даже написание икон сопровождалось сначала длительным постом, чтобы в посте и молитве Господь даровал трудящимся способности и умение совершить начатое дело. Сейчас, когда мы ругаемся над заповедями Божиими, не желаем ни поститься, ни молиться, у нас ничего и не получается. И дети наши не бывают ни патриархами, какими-то святителями, потому что мы сами непослушны Богу. Если мы желаем, чтобы у нас исправлялись дети, то нужно начинать с себя. Не слушать никакой лжи и клеветы. Потому что даже слова Святейшего Патриарха уже представили в средствах массовой информации совсем по-другому. А он сказал, что он любит пост и всегда постился. Просто сказал, что для современного человека это тяжело, то есть, для неверующего человека. Но это проблема не поста, а человека.  А пост всегда легок и приятен был для подвижников, для тех, кто любит Бога.

Сегодня, дорогие братья и сестры, вспоминая и мать Пресвятой Богородицы, и слыша о том, что только иноплеменник оказался благодарным, постараемся и мы нести послушание Богу, не рвать свои связи с Богом, а быть Ему благодарными и послушными.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.