Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 28-ю по Пятидесятнице, свв. праотец. 2019 г.

02 января 2020

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Человек такое существо, что внутри каждого из нас огромнейший мир. Этот мир создается в течение нашей жизни, у всех он разный. Кто-то приходит в ужас от своего внутреннего мира, кто-то чему-то радуется, кто-то о чем-то беспокоится, у кого-то совесть болит, и опять это все внутри человека. Церковь хочет участвовать в том, чтобы этот мир создавался с помощью благодати Божией, чтобы этот мир обнимал не только землю, но и Небо, чтобы человек приближался к Богу. Поэтому в Церкви всегда особое состояние.

Мы переживаем различные церковные исторические события, но они вне времени и пространства. Они могут создаваться у нас внутри. Что-то наподобие этого сейчас создают в интернете, в компьютере, пытаясь создать какой-то виртуальный мир. Но Церковь создает реальность,  которая существовала, и существует, которая непреходяща, и к которой нужно стремиться.

Мы вспоминаем Рождество Божией Матери, Ее вход в Храм, и мы можем вместе с Ней этот путь проделать, Ее Благовещение. А сейчас Церковь нас готовит к Рождеству Христову, и церковные песнопения, церковная жизнь создает в нас реальную картину. Картину, которая показывает, что происходило, и происходит, и как во время Рождества Христова относились к нему разные люди, как относимся мы. Кто-то шел и торопился из далеких стран, чтобы поклониться родившемуся Младенцу, совершая долгий трудный путь. Кто-то слышал Ангельское пение, и шли, чтобы увидеть Богомладенца. Даже животный мир смотрел на Рождество Христово, и по-своему каждый относился. Даже природа в виде звезды шествовала, указывала путь. Центр жизни всей вселенной был в этой маленькой пещере, незаметной, невидимой на карте, но это был центр. И Церковь нам напоминает о том, чтобы мы готовили себя к встрече со Христом, чтобы это событие было центральным в нашей жизни, не просто обыденным, отвлеченным событием в ряду многих разных. Отмечаем одно, другое, третье. Приходим на исповедь и говорим: «Вот, мы Новый год встретили, забыли, что есть Рождество, разговелись, повеселились и так далее». А это о чем говорит? О том, что внутри человека еще не сформировалась личность. Личность в человеке формируется тогда, когда он осознанно проявляет свое отношение к Творцу. Вот, слово «христианин». Ну и что в нем есть? Ничего. А когда человек как личность осознанно относится к церковным событиям, к жизни Церкви, когда он сопереживает, и для него является главным на его жизненном пути, тогда он не будет кричать, кто он есть. Он просто живет в этом мире, мире особой Божественной благодати.

Так же, как и все святые. Мы сейчас смотрим на подвиг святых и удивляемся, как можно, как это было, почему они брали на себя такой невероятный подвиг, почему дети шли на мучения с радостью. А потому, что это были уже личности, которые знали, зачем они живут, ради чего, куда они стремятся, что им необходимо, а что совершенно ненужно.

Мы сегодня вспоминаем святых праотцев, которые жили задолго до Рождества Христова. Прошло пять с половиной тысяч лет, долгих, сменялись поколения, но  внутреннее состояние, желание жить с Богом у этих людей передавалось от одного человека к другому, и оно не угасало. Хотя можно было за такое время во всем разочароваться, забыть в чреде исторических событий, среди новостей, которые подавляют, бед, скорбей, стихийных бедствий и всего прочего. Но все эти события как бы шли мимо жизни святых праотцев. Они хранили внутреннее жизненное состояние, жили тем, что ждали пришествия Христа.

Мы сами знаем, как это бывает тяжело нам в нашей жизни. Человек ходит в Храм день, два, неделю, год, десять лет, потом убегает. У него меняется внутренний настрой, внутреннее переживание, внутренний мир, который еще не сформировался. Пропадает личность, потому что личность только в Боге, и она еще не сформировалась. А эти люди, каждый из них, были высочайшей личностью ценностью необыкновенной для всего мира. Если хотя бы в этой золотой цепи одна личность пропала, то не совершилось бы пришествие Спасителя. Среди них были не только такие великие святые как Давид, Авраам, но были и блудницы, и прелюбодейки, иноплеменницы, как Раав, Вирсавия, Руфь. Но они совершили величайший подвиг, и даже их грех оказался мимолетен, потому что их жизнь была посвящена служению Богу. Если человек совершал ошибку, то она мучила его всю жизнь, как пророка Давида.

Церковь показала нам путь ко Христу, и как мы воспримем его в свои сердечные ясли, это будет зависеть уже от нас. Живут миллионы людей тысячи лет, и у каждого в  сердце свои ясли, и никогда они не повторятся и одинаковых ни у кого не будет. Каждый создает в себе встречу с родившимся Христом, затем с воскресшим, с проповедующим и так далее. И в этом состоит труд человека над собой, наш жизненный подвиг. Христиане часто задают вопрос: «А что же такое подвиг христианский?» А это и есть подвиг – хранить в себе мир, о котором говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжи в себе дух мирен, дух Божий, чтобы он в тебя вселился, ты жил этим миром, жил его жизнью, событиями вечными и непреходящими».  

Нас Церковь призывает, приводит примеры личностей, которые были и до Христа, которыми жила земля и не погибла. А остальная история – это так: история падений, грехов, ошибок и больше ничего. История человеческих слабостей, страстей и грехов. А мы призваны к тому, чтобы войти в историю Божественной святости, чтобы эта история воплотилась в нашем сердце, чтобы нас не отвлекали второстепенные различные мысли. Сегодня рассказывается о званых на вечерю и говорится о том, что ничего не должно отрывать от Бога, что Он должен быть центром нашей жизни.

«Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14:16-24).

 Да, не запрещается иметь жену, землю, волов и все прочее, но это не должно быть центром. Даже семейная жизнь должна быть не центром нашей жизни, а стоять рядом с нашей жизнью во Христе. Если поменяются наши ценности, и будет центром нашей жизни вол, жена, земля или еще что-то, то тогда мы потеряем Христа. А этого уже делать нельзя. Поэтому апостол Павел и говорит, что одна из причин разводов – это когда неверующий супруг не хочет, чтобы другой жил во Христе и со Христом. Можно потерять этого супруга, но Христа терять нельзя ни при каких обстоятельствах. Это понимали даже маленькие дети когда-то. Вера, Надежда, Любовь совсем маленькими уже знали, что это самая большая ценность, и нужно быть с Богом независимо ни от чего.

Так вот, дорогие братья и сестры, и мы постараемся подумать над собой как личностью, есть ли в нас место для Христа, и какое это место в нашей жизни: центральное, главное или второстепенное, незначительное, далекое. Перед нами Церковь ставит выбор, и он касается нашего вечного будущего. Потому что праведники, которых мы сегодня вспоминаем, праотцы, встретили потом родившегося Христа с радостью, и воскресшего тем более. Эта радость их жизни воплотилась, стала вечностью. И что такое пять тысяч лет по сравнению с бесконечностью. И что такое наша жизнь, несколько десятков лет.

Помолимся, чтобы Господь и нам помог сделать центром нашей жизни Христа, чтобы те события, которые переживала когда-то история, не были и от нас далеки, и чтобы наш внутренний мир был во власти благодати Божией и Христа.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ