Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 36-ю по Пятидесятнице, о Закхее. 2021 г.

22 февраля 2021

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Мы слышали с вами евангельское повествование о Закхее, который  для нас является образцом для подражания.

«Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:1-10).

Закхей человек знатный, богатый, ни в чем не нуждающийся. В наше время обычно, даже если такие и приходят в Храм, то для того, чтобы засвидетельствовать свое положительное отношение к Церкви, но часто совершенно не исполняя никаких заповедей, со своими условиями, со своим высокомерием, со своей знатностью, лживостью, обманом и всеми прочими недостатками, которые люди считают своими достоинствами. И чаще всего эти богатые приходят, когда  жизнь  начинает их ломать или болезнями или неурядицами в личной жизни или в работе или еще в чем-то. К таким людям совершенно не относится Закхей. Богатый человек, как сказано в Священном Писании, совершенно здоровый, не нуждающийся ни в чем, у которого прекрасная семья, у которого нет никаких просьб к Спасителю. А ведь только по велению его внутреннего состояния и  тяги его души к Богу, этот почтенный человек снимает свою богатую одежду, потому что тогда богатые отличались от прочих тем, что носили верхнюю богатую одежду, и Спаситель тоже не носил богатой одежды, влезает как юноша, не стесняясь окружающих, на смоковницу для того, чтобы просто узреть Спасителя.  Потому что душа его требует этого. Он не чувствует никакого унижения. Он не чувствует, что он поступает не по чину, как говорят сейчас. И когда Господь останавливается, обращает на него внимание, опять он не считает, что это насмешка, чтобы его показать перед людьми в таком виде, когда он сидит на дереве. А этот человек радуется, что Господь его заметил, увидел его желание, доброту его души, и не знает, чем ответить Богу на Его внимание к себе. У него все есть, всего в достатке, но не хватает одного: внутреннего духовного комфорта. Это внешнее ему мешает, он это чувствует. И когда Господь приходит в его дом, то он просто говорит, что пол имения раздаст нищим, тем самым свидетельствуя, что это имение он заработал не потом и кровью, а своим положением. «Если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8).  То есть, он сам себя добровольно лишает всего своего имения, разоряет, можно сказать, и делает это с огромной радостью, приобретая большее – Бога внутри своей души.

Поэтому рассказ об этом человеке, который впоследствии стал христианином, последовал за Христом, оставив материальные блага и положение, показывает нам пример в его лице, каким нужно быть перед Богом, несмотря на свои мнимые достоинства, свое материальное богатство, несмотря на то, что человек занимает высокий пост, образован, здоров, и ничего ему не надо. Но душа не может жить без Бога. Бог для нее – это воздух, как воздух для тела, без которого человек не может жить и нескольких минут. А душа без Бога не может прожить и мгновения.

Поэтому Церковь говорит нам, что каждый из нас, достигший чего-то или ничего не достигший должен стремиться к жизни с Богом, поменять свои ценности внутри, в своей голове. Закхей поменял свои ценности сам в своей голове. Никаких внешних условий не создавалось, чтобы он совершил такой поступок.

Поэтому, дорогие братья и сестры, мы должны понять, что даже если у нас все хорошо, как нам кажется, то все равно для души необходим Господь. Все равно нам нужно быть перед Богом такими же простыми и радостными как Закхей, забыть о том, что у нас есть какие-то мнимые заслуги и достоинства, что у нас есть должности и власть и знать, что все это есть только у Бога и только Он может дать человеку все.

Поэтому, прислушаемся, дорогие братья и сестры, к голосу Церкви, постараемся и мы в своей жизни посмотреть на свою внутреннюю духовную жизнь, обратить внимание на свое духовное состояние,  искать Бога и обретать Его.  

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ