Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 4 по Пятидесятнице. 2018 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

____Сегодня мы слышали замечательное евангельское поучение о благочестивом сотнике, которого отметил сам Спаситель.
____«Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.         Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.      И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Иф. 8:5-13).
____Мы все, люди, воспитываемся в каком-то обществе, нам прививаются привычки, мы учимся в своей семье, живем по законам, которые устанавливает государство, и поэтому у разных народов часто бывает разное мировоззрение. Иудейский народ вообще воспитывался с почитанием, как считали иудеи, истинного Бога. То, что они   имели и  хранили истину в своем народе, они считали это своей заслугой. Но вот, появляется сотник, который жил в языческой среде, воспитывался по совсем другим языческим законам, он был римлянин, восприятие Бога у него было совершенно другое, и вдруг он оказывается, несмотря на свою культуру, воспитание, семью и все прочее, выше иудеев, которые считали себя правоверными. 
____Почему же так происходит? Почему Господь пришел к народу, который считал себя Богоносцем, и они стали Его гнать? Он творит слепорожденному очи, а они говорят: «Зачем и почему Он нарушает субботу? Зачем Он исцеляет человека?» «Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы» (Ин. 9:16). Он исцеляет расслабленного, и опять вместо почитания, вместо веры они говорят, что Он беззаконник, так как не соблюдает, якобы, какие-то законы. Истинная вера превратилась в какую-то слепую обрядность, почитание непонятно кого. А этот человек как светлый луч пришел и обратился к Спасителю, называя Его Господом: «Господи!» Кто из иудеев так Его назвал? Только апостол Петр и то, как сказал Спаситель, потому что ему открыл Отец Небесный. А тут язычник, человек совершенно другой культуры, веры, происхождения и даже социального положения. И не просто называл Его Господом, но и сказал, что даже он, простой смертный, но может повелевать другими простыми смертными, а для  Творца  все возможно.
____В обществе и в каждом человеке есть совесть, которая от Бога. Есть какие-то ценности, которые непреложны для всех. В мире тысячи всяких религий, но ценность, допустим, человеческой жизни, для всех должна быть непреложной. А есть еще и добродетели, которые называются: милосердие, смирение, кроме них есть вера, любовь, надежда. Но без меньших добродетелей человек не сможет никогда подняться на вершину веры. И вот, сотник пришел и показал образец человеческой добродетели милосердия. Этот образец оказался выше милосердия иудеев. Он показал смирение, которого не достигли абсолютное большинство фарисеев, законников, книжников. У них вера превратилась в превосходство, иначе говоря, в гордыню. Но они никак не могли понять, также, как сейчас не понимают, что гордыня каждого из нас уничижает. Чем выше мы сами себя возносим, тем смешнее мы становимся. Повторяя, что я могу, я помолюсь, я сделаю то-то, а оказывается – ничего ты не можешь, и рано или поздно твоя ложь проявляется. А тут пришел язычник и говорит: «Я и подвластный человек, кто я такой, и то меня слушаются. А Тебя, Господи, слушается все Твое творение». Кто из иудеев мог такое сказать и подняться до этого? Они считали дни, месяцы, субботы, еще что-то, но не понимали сути духовной жизни. А духовная жизнь говорит о том, что, кто пред Богом себя смиряет, того Господь возвышает, кто служит самым своим меньшим братьям. Пришел сотник ради слуги, даже не ради воина, а своего слуги, предпринял такой путь, поклонился Спасителю, попросил Его, смирился, и Господь его возвысил. 
____Сегодня Священное Писание говорит, что наши дела, наши добродетели нас или возвышают, или наши страсти и грехи нас унижают. Мы очень часто ищем виноватых, кто же нам сделал плохое. Больше, чем наша гордыня, никто никогда никому вреда больше не приносил. Каждому из нас наша гордыня приносит ужасное множество ошибок, грехов, падений и всего прочего.  Наше желание быть выше других нас унижает. И наше возвышение отрицает всякое милосердие к другим, тем самым лишая нас человеческого образа. Потому что образ человека в том и состоит, что он должен быть милосерден, как Спаситель сказал, как Отец ваш Небесный. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36).
____Сегодня нам опять напоминается о том, чтобы мы не теряли свой человеческий образ. Нам очень далеко до веры. Мы не представляем, что такое любовь. У нас нет никакой надежды, мы всего боимся. Но хотя бы нужно начинать со смирения, послушания, милосердия. Мы говорим о том, чего совершенно не понимаем, возвышаем себя и называем себя верующими. А показать, в чем состоит наша вера, никто не сможет, тем более, надежда и любовь. 
____Сегодня, слушая евангельское чтение, дорогие братья и сестры, постараемся с малых добродетелей восстанавливать в себе образ Божий, двигаться к вершине добродетелей – к любви, вере, надежде. Но этот путь тяжел, потому что, пока мы не растопчем свою гордыню, свое тщеславие, свои страсти, путь этот наш даже не начнется. И мы благодарим Бога, что Господь нам дает такое поучение, напоминая о том, чтобы мы посмотрели на себя, каждый, называющий себя правоверным, а не лучше ли нас бывают те, кто живет порой в другой культуре, в другом обществе, но сохраняет свой человеческий облик.                                   
____Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.