Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 5-ю по Пасхе, о самарянке. 2019 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

 

Сегодня мы слышали замечательный евангельский рассказ о беседе Спасителя с самарянкой.

«Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.     Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.          Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4:5-29).

Какое это чудесное событие! Женщина, обремененная множеством забот, у которой семья, в полдень идет за водой, а это говорит о том, что она очень торопилась идти за водой, потому что это южная страна, и обычно в это время никто никуда не ходит и старается проводить время дома, в тени. Эта женщина торопится, ей необходима вода, в полдень идет к колодцу, здесь какой-то Незнакомец с ней встречается, заводит ненужный ей разговор. Она пытается от Него как-то отмахнуться, сказать общие фразы, потому что ее ждет дома непоенная скотина, может, ей нужно что-то стирать для детей, убираться, готовить, а тут ее отвлекают. Она насмешливо отвечает: «Что же Ты со мной говоришь, вам же нельзя с нами общаться. Да и как Ты мне можешь что-то дать, когда колодец глубок, а у Тебя и почерпнуть-то нечем». Разговор смелой женщины со случайным прохожим.  И вдруг через несколько минут разговора эта женщина абсолютно меняется. Она уходит от Спасителя, забывая про воду и о тех заботах, которые ждут ее дома,  и становится проповедницей христианства.

Ученики годами ходили со Спасителем, видели многие чудеса, и у них не было никакого желания нести какую-то проповедь.  У них было желание стать знатными, занимать большие должности в каком-то новом царстве, быть рядом с тем, кого почитают, чтобы отблеск этого почтения падал на них. А эта женщина за несколько минут узнала в Нем Спасителя, Мессию и стала апостольской проповедницей христианства.

Как же это произошло? Ведь не случайно это Евангелие читается в Пасхальные дни. На самом деле, это величайшее чудо – чудо преображения женщины-блудницы, может, даже и хуже, прелюбодейки, в равноапостольную исповедницу Христа. Почему же так произошло, и в чем причина? Евангелие – небольшая книга, поэтому каждое слово в нем имеет огромнейшее значение. Описать то, что происходило, невозможно, это будет целый роман, целая жизнь, прошедшая за несколько минут, но кратко сказано все. Пришла блудница, и она в этом созналась Спасителю. Господь обличил ее, и она не вскипела, а вдруг изменилась в сторону покаяния. Вот, Незнакомец, над которым она только что смеялась, рассказывает ей самые большие грехи в ее жизни. Вообще, какое Его дело? А она превратилась в человека, который кается и спрашивает у Него, как ей можно измениться, и что сделать с собой: «Да, я та самая блудница, и говорят, что придет Мессия, и Ему будут кланяться. Где же, как Его найти, чтобы мне стать другой? Я не хочу жить такой жизнью, я хочу быть рядом с Ним».

А покаяние – это великое дело. Покаяние расширяет границы нашего сознания, наших мыслей, оно дает нам свободу в мышлении. Потому что человек-грешник находится как бы в огромной скорлупе грехов. Эта скорлупа непробиваемая, не дает мыслить о том, что вне этих грехов и страстей. И вдруг женщина-самарянка моментально обретает свободу мыслей, рассуждает о вечном, о Божественном, забывает о временном и думает только о своей душе. В нее сразу же проникает свет Божественной веры. Он освещает ее сознание. Это чудо исповеди и покаяния. Это великий подвиг, который совершила женщина-грешница, и она превращается из жестокой, грубой, которая только что отвечала Спасителю жестко и с насмешкой, в послушную и добродетельную женщину. Все забыв, она бежит, чтобы донести другим радостную весть, озарить Светом, который ее озарил. Она хочет поделиться этой радостью. Она уже не боится своих грехов и говорит: «Идите, посмотрите, там Человек, который рассказал о моей жизни все». Она имеет ввиду грехи. «Я осознаю и осознала все свои грехи. Не Он ли Мессия?». Она проповедует Христа через покаяние своих грехов, через публичное покаяние перед всеми. Да ее и так знали, знали, кто она такая, но все молчали, и тут она сама заговорила о своих грехах ради того, чтобы сердца других озарились светом Божественной благодати. Чтобы сердец и других людей коснулась та живая вода Божественной благодати, о которой только что говорил ей Спаситель. Чудесное преображение.

Церковь нас призывает к тому, чтобы и мы брали пример с этой женщины, что мы все грешники, что Господь видит наши грехи, которых множество. Но мы должны стремиться избавиться от них, стремиться к водам Божественной благодати, к свету Божественному и к свободе от греха. Это все зависит от нас, от нашей решимости, от нашего желания. Впоследствии женщина-самарянка стала мученицей, ее жестоко мучили, мучили ее детей, и мы ее прославляем как мученицу Фотинию.

Слушая этот рассказ, дорогие братья и сестры, подумаем и мы над тем, а есть ли у нас хоть чуточка той решимости, того покаяния, которые проявила в своей жизни эта слабая женщина, запутавшаяся в своей жизни, но мгновенно через покаяние избавившаяся от сетей греха, и так ли быстро мы меняемся и идем к Богу, как она. Или мы продолжаем жить в скорлупе своих страстей, грехов, чувственности, многозаботливости, забывая о Небесном. А она забыла о земном и обрела Небесное.

Помолимся, чтобы Господь и нам даровал силы и крепость совершить подвиг покаяния и обрести Божественный свет и свободу во Христе.

Аминь.

Христос Воскресе!

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?