Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 5-ю по Пятидесятнице. Явление образа Божией Матери в г. Казани. 2019 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня Церковь рассказывает нам о том, что мир, в котором мы живем, многогранен и он разный, и воспринимать его тоже нужно по-разному. Потому что человек по своей простоте иногда рисует все одними и теми же красками. Это называется в церковной практике прелестью. Очень опасное заблуждение. Прелесть бывает многих видов.

Сегодня мы слышали, как рассказывается о том, что Господь пришел в землю Гергесинскую или Геннисаретскую, и здесь Его встретили два человека, одержимых злыми духами.

«И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город» (Мф. 8:28-9:1).

 

Оказывается, что в этом мире есть мир любви Божией, о которой мы очень много говорим. А есть мир злобы и греха. Если мир Божественной благодати все созидает, то мир злобы все разрушает, и в первую очередь он хочет разрушить человека, его душу и тело. Поэтому православные христиане должны постоянно пребывать в молитве, ни минуты не забывая о том, что мы хранимы только милостью Божией, Его заступничеством, Его помощью. Святые Отцы говорили так, что человек своей силой с духами злобы никак не может бороться. Только Господь ему в этом может помочь. И в первую очередь дух злобы пытается человека оторвать от Бога, лишить Его помощи Божией, чтобы потом с ним легко расправиться и подчинить своей злой воле.

Удаление от Бога бывает разных видов. Или через грех, что мы все знаем, через гордыню, всякие другие грехи человек удаляется от Бога. Ему кажется, что он себя возвышает, а чем дальше он уходит от Бога, тем он становится меньше и беззащитней. Бывает, что человек удаляется от Бога даже, если он ходит в Храм и якобы верует, но подчинен какой-то идеологии. Идеологий очень много, пережили мы социализм, коммунизм, пребываем в демократии, а раньше было язычество, огнепоклонство и так далее.  И вот, эти все идеологии тоже отрывают человека от Бога, ограничивают свободу человека. А ограничение свободы — это уже и есть подпадание под власть кого-то.  Потому что, как писал апостол Павел, совершенная свобода только во Христе: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). Поэтому христианин не может быть подвержен  никакой идеологии. И не случайно поэтому большевистская идеология, зная это, стала уничтожать Церковь и священнослужителей, которых нельзя было втянуть в узы своей неправды, ограничить свободу и оторвать от Бога. Но это вечная погибель. Не случайно поэтому столько разной лжи на земле. И хочется сказать, что христиане, не только православные, но и других исповеданий: католики, протестанты, несмотря на то, что бывают подвержены идеологии, но в принципе, в так называемом западном мире они ужасно ненавидят политику и политиков. Это всем известно. Потому что смотрят на них как на людей несвободных.

И вот, два бесноватых, которых встретил Господь, может и через грех, может, и через какую-то идеологию оторвались от Бога и попали в сети страшной злой силы. А эти сети, как говорят святые, раскинуты везде. Однажды к преподобному Макарию Великому пришел бес и сказал: «Пойдем со мной на Богослужение!» Преподобный Макарий ему отвечает: «Да ты лжец, как ты можешь молиться? Чего ты меня зовешь на Богослужение?» Помолился Богу, чтобы Господь открыл ему, правду говорит бес или ложь. Приходит в Храм и видит, что в нем множество маленьких эфиопов, невидимых другими. Они подходят к монахам, кому-то пальчиком закрывают глаза, и тот спать начинает, кому-то пальчиком нажимают на губы, и тот просыпается, кому-то представляются в образе развратных женщин, и монахи тоже все это представляют, кому-то яства показывают, к кому-то вообще не могут приблизиться и отбегают от них. А у кого-то сидят и на плечах, и на голове. После Богослужения преподобный Макарий спросил всех монахов, и оказалось, что все, что он видел, именно это представлялось и каждому из этих монахов.

Бесноватые встретили Спасителя. Кто-то из евангелистов говорит, что это был один бесноватый, у апостола Матфея упоминаются двое. Святые Отцы говорят, что один бесноватый был особенно известен, а второй был как бы в его тени. Поэтому два евангелиста говорят об одном, который был более известен. И конечно, если эти люди подпали под власть злой силы, то человек уже не говорит и не действует по своей воле.  Эти бесы обращаются к Спасителю: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8:29). Называют Его даже Сыном Божиим. Затем отвечают, что их целый легион, и Господь показывает, что эти бесы реальны. Они попросили Его войти в свиное стадо, и как только они вошли, все свиньи попрыгали в озеро и потонули. То есть, это была не сказка, а реальность. Диавол, так как он не может существовать без того, чтобы кому-то не вредить, вселился в скотину, в животных и погубил их. В то же время Господь показал, что без воли Божией ничего не может совершиться, что диавол, хотя и силен и могуществен, но он полностью во власти Божией. И лишь только когда необходимо лекарство для человека через мучения плоти исцелить его дух, тогда Господь попускает. Или когда человек совершенно противится воле Божией и отдает сам себя во власть злых духов.

Церковь нам показывает, что мир этот опасен, коварен, что только с помощью Божией можно себя хранить, что только Господь может утопить злых духов в море своей благодати и не допустить их до человека, что мы слабы и немощны, и искушения диавольские подстерегают нас на каждом шагу. Не попались на грех, попались на какие-то непонятные рассказы, на фантазии. Не попались на фантазии, попались на культе своего тела. Не попались на культе тела, значит, попались на чем-то интересном в новостях, на фанатизме спортивном или на музыкальном концерте, которые также являются чьей-то чужой идеологией и преследуют какую-то цель. Поэтому в Священном Писании говорится, что для вас достаточно да и нет, а все лишнее от лукавого. «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 6:13). Его лукавство распространяется на все, и он сам признается и говорит Спасителю: «Смотри, это все мое. Могу создать красоту. Могу создать развлечения. Могу увлечь еще чем-то: науками, искусством, театром  и так далее». И человек забывает о Боге, теряется в массе лжи. Да что там наука и все прочее, когда это все меняется уже здесь, на земле, когда законы природы меняются с течением времени. А впоследствии они вообще пропадут, и все будет уничтожено.

Сегодня Церковь нас призывает к тому, чтобы мы подумали о вечности, помолились Божией Матери, чтобы Она была нашей Заступницей и Покровительницей, не давала нам отвлечься от той реальности, которая нас окружает, и чтобы мы воспринимали все правильно и не попались на обман и сети диавольские.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?