Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 6 по Пасхе, о слепом. 2018 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

____Христос воскресе!

____Сегодня мы слышали замечательное евангельское повествование об исцелении слепого. Когда этот человек встретился со Спасителем, ученики спросили: «Кто согрешил, он или родители его?» (Ин. 9:2), и Господь им ответил, что не только не согрешили ни он, ни его родители, а он для того родился и жил, чтобы на нем явились дела Божии.   «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3).
____Чтобы через нас, грешников, совершил какое-либо дело Господь, нужно быть не грешником, а праведником. Нужно вести соответствующую жизнь, жить вместе с Богом. И Господь отвечает ученикам, что этот человек достойнее многих, которые находятся рядом с Ним. Так как у этого человека не было от рождения глаз как органов, то Господь берет прах земной как при сотворении первого человека, вдыхает в этот прах дух, показывая своим дуновением этот акт, мажет глазницы слепого этим прахом, и появляются органы зрения. Господь совершил акт творения. Этот человек пошел в купальню, там омыл свои органы зрения, которые были сверху помазаны этим прахом земным. «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9:6-7).
____Господь показывает, что это чудо особое, чтобы показать, в чем же состоит истинное зрение, показать людям через этого слепого, что есть много тех, кто говорят, что они зрячие, но они слепые, а есть слепые, которые являются зрячими. «И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39). И вообще, глаза – это не значит, что человек много ими видит. Он получает много информации, но порой эта информация или бесполезна или вредна, и он хуже слепого.
____Была суббота, когда Спаситель совершил  это величайшее чудо. Бывшего слепого вызвали фарисеи и законники, чтобы узнать, как произошло чудо, почему он нарушил субботу. Слепорожденный рассказал им, что сотворил с ним Господь. «Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу» (Ин. 9:13-15).  Тогда они ему говорят: «Мы знаем, что  Человек тот грешник» (Ин. 9:24). Они сказали величайшую ложь. А слепой ответил им очень мудро, сказал: «Грешник ли он,  не знаю» (Ин. 9:25). И сказал правду. Потому что, какой человек знает, что в другом человеке. А фарисеи и законники оказались лжецами. Но, как сказал слепой, «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин. 9:25),  «Он отверз мне очи» (Ин. 9:30. «Мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин. 9:31-33).
____А еще слепой  сказал им хорошую истину. Они вызвали его, чтобы поучить. Это люди, которые имели зрение, всю жизнь изучали Священное Писание, много видели и знали, вызвали к себе человека, который был ущербным, не видел ничего, не получил никакого образования, потому что был слепой, а оказался грамотнее их. Они его стали учить, говоря, что они ученики Моисея, а через Моисея говорил Господь. «Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог» (Ин. 9:28-29). Но причем здесь они? Бывший слепой ответил им так глубоко, что они даже и не  поняли. Он говорит им, что Господь творит дела  через чтущих Его,  через тех, кто Его чтит и творит Его волю, показывая тем самым, что эти люди не чтут ни Бога, ни творят Его волю: «Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин. 9:31).  И вот, эти зрячие люди оказались духовно слепыми. Бывший слепец им говорит: «Я не видел ничего, но душа моя увидела это чудо, увидела Бога как Творца, и никакая ваша ложь и хитрость меня не обманут».
____Мы часто приходим в Храм тоже, как фарисеи и законники не для того, чтобы чтить Бога и исполнять Его волю, а как эти лживые         неучи, которые считают себя учеными, хотим своим разумом понять, как люди должны исполнять заповеди, нужны ли они и вообще, слушаться ли нам Бога, чтить ли Его, исполнять ли Его святые заповеди без всяких рассуждений. Когда человек начинает толковать то, что Господь повелевает исполнять, то он превращается в слепого. Но, как ты можешь толковать заповедь Божию, когда не понимаешь, для чего она сказана, какова ее суть. Эти люди, слыша такие умные ответы от слепорожденного, и со всей своей ученостью не смогли ему ничего ответить.
 ____Так духовное зрение обличает нашу духовную слепоту, и  сказать на самом деле нечего. И тогда у нас появляется злоба, как у фарисеев и законников, и мы изгоняем Христа и Его святые заповеди из своей жизни. Нам нечего ответить, мы просто злимся и изгоняем. И они изгнали этого слепого. Но рассказ на этом не кончается, чтобы показать, что бывший слепой духовно созревший, достойный великого исцеления, и через него Господь сотворил, и будет творить великие дела за его смирение и послушание, его почтение и исполнение воли Божией. Он встретился со Спасителем, узнал, что Он Творец и Бог, и сразу упал Ему в ноги, в отличие от ученых и зрячих. Он, никогда ничего не видевший, сразу узнал своего Творца. «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и, найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?     Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9:35-38).
____Церковь нам показывает, чтобы и мы в своей жизни не пытались показать свою ученость, тем более  перед Богом, потому что это смешно, глупо и трагично для нас, а старались быть, как этот незрячий, но видящий духовно, любящий Бога, чтущий Его и исполняющий Его святую волю без всякого рассуждения, а по любви к Богу.  Это пример духовной высоты человека, которую он может достичь, несмотря на любые, может быть, какие-то физические лишения и страдания, дух всегда выше плоти, и плоть не должна быть для человека внешне каким-то идолом для почтения. Дух должен господствовать над нашей плотской неразумностью, над нашей глупостью. А для этого мы всегда в своей жизни должны ходить с преклоненной головой перед своим Творцом и Богом.
____Аминь.
____Христос воскресе!

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ