Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 6 по Пятидесятнице, память свв. блгвв. кнн. Петра и Февронии. 2018 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

____Сегодня мы отмечаем память святых благоверных князей Петра и Февронии, и Церковь нам предлагает их как один из образцов семейной жизни. 
____Люди совершенно забыли, что такое семья. Если спросить людей, которые прожили много лет, то почти никто не ответит, что же такое семья. Могут назвать множество всяких определений, но все это будет неправильно. 
____Господь каждого человека ведет к жизни своим индивидуальным путем. Но ценности у всех должны быть одни и те же. Петр, в миру Давид, был князем. Феврония, в миру Евфросиния, была из бедной семьи древолаза, которой промышлял диким медом. Но Господь чудесным образом соединил их сердца  и души. Давид заболел, никто его не мог излечить, и эта простая девушка, без рода и без племени, как тогда считали, бедная, излечила его. А во время лечения он понял красоту и высоту ее души и, несмотря ни на что, решил на ней жениться. Против была не только княжеская семья, но и простые муромские люди. Им пришлось уйти из города и проводить жизнь в бедствии и нищете. Но Евфросиния успокаивала Давида и говорила, что Господь все равно их  не оставит и поможет. Впоследствии жители муромские позвали их назад, потому что никто, кроме Давида, не мог справиться с княжением в этом городе. А Феврония помогала ему мудрыми советами. Они скончались почти одновременно и завещали похоронить их в одном гробе, но перед кончиной приняли иноческий образ. Князь стал Петром, а княгиня Февронией. 
____Семья определяет человека, что это за человек и вообще, появилась ли личность или это ребенок, который вечно будет бегать в коротких штанишках. Человек растет, и приходит время ему самому определиться в жизни. Он должен взять на себя какую-то ответственность: или создавать семью или давать монашеские обеты, то есть, брать на себя ответственность перед Богом. И серьезное отношение к семье определяет личность человека. Сейчас, по крайней мере, в нашем народе, личности оскудели, и поэтому так страшатся молодые и не только молодые взять на себя какую-то ответственность перед Богом. Потому что семья, также, как и монашество – это крест порой тяжелый, как у Петра и Февронии – может быть, сначала какая-то радость,  потом сплошные испытания. И в этих испытаниях человеческая личность формируется, закаляется, очищается от всего лишнего, ненужного. Те, кто не хочет брать на себя ответственность, говорят, что нужно оставаться таким, каким ты был или была. Кто-то говорит, что семья – это сплошные плотские утехи. А кто-то говорит, что семья – это, во-первых, служение Богу, и поэтому иногда не слушаются друг друга. И все это неправильно. 
____Конечно же, иерархия всегда существует. Бог превыше всего. Но семья – это особая ячейка, когда две личности превращаются в одну со всеми своими недостатками, болезнями и прочим. И тогда начинается внутренняя борьба. Она необходима, потому что от этих двух может появиться потомство, если Господь благословит. А чтобы воспитать детей в послушании Богу, нужно самим быть образцами для  своего потомства. Это очень сложная задача, с которой справляются далеко не все. Поэтому семья превращается или в преступное сообщество, которое уничтожает своих детей, пытаются обмануть друг друга или жить один за счет другого. 
____В Священном Писании сказано, какой должна быть семья. Господь сказал, что муж должен любить свою жену, как Господь возлюбил Церковь. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25). Как Господь возлюбил свою Церковь? Так, что пострадал за нее. Кто из мужей сейчас готов пролить кровь, даже каплю, ради своей семьи? А этот вопрос должен ставить мужчина еще до свадьбы. Потому так и боятся слабые личности взять на себя ответственность. «А жена да убоится своего мужа» (Еф. 5:33). Убоится – это значит не страх животный. Собственно говоря, скажу по своему опыту, что в настоящее время это часто понимается буквально. И большинство мужей пытаются разными способами, в том числе физическим насилием, заставлять жену, чтобы она просто боялась и тряслась от страха. То есть, просто издеваются над человеком и из личности превращают в слепое послушное существо. А в Священном Писании это сказано в другом плане, что жена тоже должна любить своего мужа и бояться потерять любовь мужа к себе, порвать нить, которая соединяет двух личностей в одну и становится все крепче или просто ее не бывает. Почему грех прелюбодеяния является причиной развода? Потому что человек просто-напросто рвет эту нить, и семьи больше нет. 
____Церковь нас призывает к тому, чтобы мы были ответственными. Если Господь дает потомство, за которое отвечают оба супруга одинаково, то оба они должны уже ради своих детей жертвовать собой. Иначе, если родители не жертвуют многим для детей, то вырастают непослушное, своенравное, своевольное, гордое потомство, и потом эти же родители жалуются на них. И особенно страшно, когда они совершают грех детоубийства. За этот грех нужно молиться всю жизнь. Потому что убить можно тело, а душу нельзя. И придет время, когда произойдет встреча с убитыми детьми, и придется держать ответ перед Богом. 
____Сегодня Церковь нам напоминает о том, что человек здесь живет не для развлечений, не для того, чтобы что-то взять, а для того, чтобы отдать себя. Потому что семья – это отдача себя. Монашество – тоже отдача себя. И если задача только взять, то смысл жизни пропадает. Сам человек лишает себя радости. Потому что радость только и появляется, когда кто-либо по образу Спасителя жертвует чем-то для своих ближних и в первую очередь для Бога. А жертва для Бога – это жертва для ближних и для всего мироздания. 
____Поэтому, дорогие братья и сестры, постараемся не забывать, что наша жизнь дана для того, чтобы мы росли и совершенствовались, преображали себя и ближних и растили достойное потомство для Царствия Божия.
____Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ