Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о блудном. 2021 г.

03 апреля 2021

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня мы вспоминаем притчу о блудном сыне.

«Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». (Лк. 15:11-32).

Эта притча, с одной стороны, о разных людях, с другой стороны, об одинаковых. Первое, что показывает притча, что есть мир Божественной любви, огромнейшей, всепрощающей. Есть мир греха, страданий, гордыни, страстей, который тоже существует в нашем сердце, в нашей душе. И человек имеет выбор. Он может выбрать один мир или другой. Выбирает мир страданий и начинает страдать, пытаясь при этом обвинить кого угодно в своих страданиях: ближних, Бога и так далее. Выбирает мир Божественной благодати, живет с Богом, исполняет Его заповеди – обретает свою внутреннюю духовную свободу. И тогда он, если искренне приходит к Богу, понимает, насколько он слаб и немощен.

Два сына, совершенно, кстати, одинаковые сыновья. Только один свои мнимые достоинства, свою страстность решил испытать вдали от дома отчего. То есть, вне ограды церковной. Другой брат вроде бы пребывал в церковной ограде. Что же их объединяет? Все говорят о разнице между этими братьями. А на самом деле, они близнецы, и никакой разницы совершенно нет. Один почувствовал свои мнимые достоинства и убежал совсем. Убежал в страну страданий, там ему стало, конечно же, плохо, потому что в  страданиях хорошо никому не бывает.

Второй брат тоже вдруг неожиданно обнаружил, что у него масса всяких достоинств. Вроде бы, находится в Церкви, но говорит: «Я исполняю заповеди твои, Отец, всю жизнь тружусь на тебя. Я все делаю, что ты мне повелеваешь. И вот, так ты ко мне плохо относишься».

Так очень часто бывает, когда человек приходит в Храм со своими достоинствами. Ему кажется, что он что-то исполняет, что Бог ему чего-то должен. А страсти у него горят и горят, но они бывают невидимы для других. Гордыня его сжигает, зависть внутри него становится все больше и больше, и, наконец, он начинает поносить законы церковные, Бога обвиняет во всем и убегает из Церкви.

Какая разница между этими братьями? Никакой. Поэтому притча нам так хорошо показывает, чтобы мы в предстоящие дни Великого поста хранили себя в смиренномудрии и не считали себя чего-либо достойными. Потому что это сразу же наше падение. Попостились, ну и что? Исполнили заповедь. Но это же для себя все. И Господь в этом помогает. Все святые говорили о том, что они никто. Как и апостол  Павел: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь» (1 Кор. 3:5). Все святые повторяли, что даже если все совершишь, считай себя, что ты раб неключимый и ничего-то ты не сделал. И другого пути нет. А если мы смотрим, какие же мы особенные, не как все, лучшие, а не худшие, то мучаемся как евангельские братья. Один мучился в своем сердце далеко от дома, другой мучился точно также в доме отчем и наконец-то обвинил отца во всем и убежал. Не захотел даже войти в церковную ограду.

Поэтому Церковь нам и говорит накануне Великого поста: «Избавьтесь от гордыни, которая гонит вас от Бога, гонит и как младшего сына, гонит и как старшего сына. И пока у вас не произойдет перелом, и  вы не победите свою гордыню, не смиритесь, не будет вам места в Царствии  Божием, не будет места в доме Отчем». Смирился младший брат, почувствовавший всю тяжесть жизни без Бога, и Господь его принял, несмотря ни на какие его грехи, жизненные ошибки, которых никто не лишен. Старший брат, если также осознает свои ошибки, свою гордыню, точно также будет принят в доме Отчем.

И очень часто человеку   далекому от Церкви  бывает даже легче прийти к Отцу своему, чем тому, который якобы пребывает в Храме, а на самом деле не борется с собой, не имеет в себе любви к Богу и ближнему, любит только себя, может любого оскорбить, раз уж Бога поносит, обмануть, нарушить что-то. И не попросит прощения, конечно же, и будет ходить с этой обидой всю жизнь и думать, что не он всех обижает,  а все вокруг, начиная с Бога, плохие. А он труженик в поте лица, имеет множество достоинств, как и фарисей, перечисляет их ежедневно и все больше и больше растет в своей гордыне, удаляясь от Бога.

Поэтому, дорогие братья и сестры, постараемся мы запомнить эту притчу, чтобы не быть нам ни первым, ни вторым сыном, ни младшим, ни старшим, а быть смиренными, послушными, исполнять заповеди и считать себя рабом неключимым.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.