Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о блудном сыне. 2019 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

_____Церковь нам показывает пример, как мы должны приходить к Богу.

_____«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:11-32).

_____Этот пример очень поучительный. Младший сын захотел заиметь свою часть наследства и уйти от Отца. Но в дальней стране он быстро расточил имение, ему нечем было питаться, и даже свиньи питались лучше его, и он возвращается к Отцу, где находит любовь, ласку.

_____Младший сын обычно самый изнеженный, самый избалованный. И сейчас во многих народах существует традиция, что все наследство достается младшему сыну. Этот младший сын такой, как и все мы, получившие от Бога очень много: чистоту души, светлый разум, внутренние духовные благие качества, благодать, которая постоянно пребывает с нами, которая нас защищает, охраняет, но нам кажется всего этого мало. Мы не замечаем, насколько мы избалованны своим Небесным Отцом и Творцом. Нам хочется чего-то большего. Мы ищем, уходим от Бога в страну греха, где, как нам кажется, мы получим много. Теряем то, что дано нам Богом: свою внутреннюю чистоту, безгрешность. Теряем Божественный благодатный покров и оказываемся замученными грехами там, где люди делают вид, что им хорошо, каждый стремится обмануть другого, где лицемерие и злоба, где существует безжалостность страстей. И в этой безблагодатной стране мы ищем чего-то для своей души. Мы ищем мира, покоя, но не можем его найти. И даже звери, животные живут лучше человека, потому что у них бывает порой больше, чем у людей. По крайней мере, грех их не заставляет делать то, что они не хотят, то, что им противно, то, что смеется над ними.

_____А человек в стране греха вынужден быть рабом своей страсти, рабом жестокости, беззакония. И все это прикрывает лицемерием, обманом и наигранностью. Бывает, человек порой всю жизнь мучается, так и погибает, забывая, что есть иной мир, мир благодати, мир Божественной любви. Но если он вспоминает и идет с покаянием к Богу, то Господь с любовью его принимает и на первой же исповеди возвращает ему все дары, которые он когда-то утратил. Возвращает чистоту сердца, дает благодатный покров, укрепляет его, протягивает свою любящую руку, омывает, признает своим чадом.

_____Церковь нам опять напоминает, чтобы и мы не забывали о том Отце, который нас видит, любит, ждет нашего возвращения, прихода к Нему. Но человек очень часто бывает эгоистичен и считает, что Божественные дары принадлежат ему. Очень часто бывает так, что когда мы идем к Творцу, открываем свою душу и сердце, стараемся очистить себя внутренне, ощущаем зависть и злобу ближних, которые как бы живут с Богом, но не имеют любви, а имеют только свой эгоизм. Не радуются тому, что еще один человек, одна личность родилась и появилась, что у этой личности будет вечность, и в этой вечности будут все, кто захотят прийти к Отцу. Господь не затворит двери, а у нас, как бы мы ни старались, все равно это не получится. Эти двери для всех, и Церковь нам говорит: «Не бойтесь, идите, не смотрите на то,  кто что вам скажет. Вы идете к Отцу, который вас ждет,  радуется вашему обращению к Нему и  который всегда будет вам помогать и возьмет в свои Небесные Обители».

_____Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ