Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о мытаре и фарисее. 2019 г.

21 февраля 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

_____Началось время подготовки к Великому посту, когда человек особенно занимается очищением своей души. И, конечно же, для этого нам нужны какие-то методические указания. Церковь каждый раз нам напоминает, подсказывает, рассказывает, как очищать свою душу.

_____Сегодня мы опять слышали притчу Спасителя о мытаре и фарисее.

_____«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:10-14).

_____В Храм зашли два человека. Естественно, они пришли к Богу, чтобы, с одной стороны, быть просителями чего-то, а Господь должен быть нашим Подателем. Эти два человека, по своему социальному положению, по состоянию, образованию – внешне совершенно разные, несмотря на то, что они из одного народа. Один презираемый всеми жестокий наемник, собирающий дань, а другой учитель, который всю свою жизнь посвятил служению Богу. И мы видим такую картину, что внешне, казалось бы, предпочтение имеет фарисей. Он знает Священное Писание, благообразен, учит других, отвечает на вопросы, подсказывает, как жить людям, и вообще, считается человеком с положением и уважением. А мытарь, на которого внешне, в лучшем случае, не обращают внимания, а может, кто-то и презирает, казалось бы, должен быть человеком, который менее предпочтен пред Богом. Но мы слышим слова Спасителя, что мытарь вышел более оправданным, более очищенным, получил от Бога намного больше, чем фарисей.

_____Почему же так происходит? Почему апостол Павел писал, что всякий, кто хочет вести нравственную жизнь во Христе Иисусе, будет гоним, а злые люди будут преуспевать во зле, соблазнять других и сами соблазняться. «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (1 Тим. 3:12-13).  Потому что человек всегда смотрел, и будет смотреть на внешнее. Да, если мы посмотрим внешне, то у нас будет один ответ, а Господь смотрит на сердце, на мысли человеческие, на  душу человека, и Он показывает нам, что наше очищение должно быть не внешним, а внутренним. Что там, в тайниках нашей души, нашего сердца таятся многие плохие злые мысли. Мы скрываем свою внутреннюю сущность, пытаемся себя внешне приукрасить, а в душе оказываемся совсем другими людьми. Но, стоя перед Богом, человек должен сознавать всю свою внутреннюю пагубность и не вершить суд над другими как фарисей, который говорил, что он не такой, как другие люди: убийцы, грабители или как этот мытарь, а особый человек. Зачем тогда приходить для суда Божия в Храм, если ты уже этот суд совершил? И твой суд неправедный, так же, как и вся твоя жизнь.

_____А мытарь понимал, что его жизнь состоит из грехов, что ему нечего показать перед Творцом, что он наг и безобразен внутри, и ему нет возможности прикрыться какой-либо одеждой добродетелей, чтобы прикрыть свою греховную сущность. Он только просит: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). 

_____Как часто у нас в жизни бывает так, что мы, идя за Богом, попадаем иногда в сложные и неприятные ситуации, и как Господь премудро разрешает их, и совершается большое или малое чудо. Так и мытарь открыл свою душу, совершил суд над собой, проявил милость к другим, показал свою веру в Бога, и Господь его наградил чистотой и святостью, Своим покровом и заступничеством. А фарисей, человек считающий, что он самодостаточный, и ему не нужно ничего: ни помощи Божией, ни Его заступничества, что он прекрасный, замечательный человек, не видя свою греховную сущность, от Бога не получил ничего, потому что, собственно говоря, и не просил ничего. Просто пришел засвидетельствовать свое присутствие и то, что он снизошел до того, чтобы прийти в Храм и помолиться. А молитва – это не снисхождение к Богу, а наше смирение перед Ним. Это наша просьба, плач и слезы, это наши скорби от нашей неправильной жизни. И ничего такого не было у фарисея.

_____Церковь нам опять показывает, что наступает то время, когда нужно задуматься особенно о своей внутренней сущности. Когда нужно подумать, а как мы живем, есть ли у нас хоть чуточку милости к ближнему, есть ли у нас вера в Бога, и можем ли мы просить милости у Него?

_____И вот, с чувством покаяния, которое Церковь предлагает в лице мытаря, Господь призывает нас к тому, чтобы и мы воззрели на свою греховность, потрудились для того, чтобы очистить свою душу и предстать пред Богом во внутренней чистоте и милости к ближнему   вместе с верой в Бога.

_____Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

Слово
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Слово
Иеромонах Ефрем (Русу) помощник настоятеля

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?