Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о мытаре и фарисее. 2019 г.

21 февраля 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

_____Началось время подготовки к Великому посту, когда человек особенно занимается очищением своей души. И, конечно же, для этого нам нужны какие-то методические указания. Церковь каждый раз нам напоминает, подсказывает, рассказывает, как очищать свою душу.

_____Сегодня мы опять слышали притчу Спасителя о мытаре и фарисее.

_____«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:10-14).

_____В Храм зашли два человека. Естественно, они пришли к Богу, чтобы, с одной стороны, быть просителями чего-то, а Господь должен быть нашим Подателем. Эти два человека, по своему социальному положению, по состоянию, образованию – внешне совершенно разные, несмотря на то, что они из одного народа. Один презираемый всеми жестокий наемник, собирающий дань, а другой учитель, который всю свою жизнь посвятил служению Богу. И мы видим такую картину, что внешне, казалось бы, предпочтение имеет фарисей. Он знает Священное Писание, благообразен, учит других, отвечает на вопросы, подсказывает, как жить людям, и вообще, считается человеком с положением и уважением. А мытарь, на которого внешне, в лучшем случае, не обращают внимания, а может, кто-то и презирает, казалось бы, должен быть человеком, который менее предпочтен пред Богом. Но мы слышим слова Спасителя, что мытарь вышел более оправданным, более очищенным, получил от Бога намного больше, чем фарисей.

_____Почему же так происходит? Почему апостол Павел писал, что всякий, кто хочет вести нравственную жизнь во Христе Иисусе, будет гоним, а злые люди будут преуспевать во зле, соблазнять других и сами соблазняться. «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (1 Тим. 3:12-13).  Потому что человек всегда смотрел, и будет смотреть на внешнее. Да, если мы посмотрим внешне, то у нас будет один ответ, а Господь смотрит на сердце, на мысли человеческие, на  душу человека, и Он показывает нам, что наше очищение должно быть не внешним, а внутренним. Что там, в тайниках нашей души, нашего сердца таятся многие плохие злые мысли. Мы скрываем свою внутреннюю сущность, пытаемся себя внешне приукрасить, а в душе оказываемся совсем другими людьми. Но, стоя перед Богом, человек должен сознавать всю свою внутреннюю пагубность и не вершить суд над другими как фарисей, который говорил, что он не такой, как другие люди: убийцы, грабители или как этот мытарь, а особый человек. Зачем тогда приходить для суда Божия в Храм, если ты уже этот суд совершил? И твой суд неправедный, так же, как и вся твоя жизнь.

_____А мытарь понимал, что его жизнь состоит из грехов, что ему нечего показать перед Творцом, что он наг и безобразен внутри, и ему нет возможности прикрыться какой-либо одеждой добродетелей, чтобы прикрыть свою греховную сущность. Он только просит: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). 

_____Как часто у нас в жизни бывает так, что мы, идя за Богом, попадаем иногда в сложные и неприятные ситуации, и как Господь премудро разрешает их, и совершается большое или малое чудо. Так и мытарь открыл свою душу, совершил суд над собой, проявил милость к другим, показал свою веру в Бога, и Господь его наградил чистотой и святостью, Своим покровом и заступничеством. А фарисей, человек считающий, что он самодостаточный, и ему не нужно ничего: ни помощи Божией, ни Его заступничества, что он прекрасный, замечательный человек, не видя свою греховную сущность, от Бога не получил ничего, потому что, собственно говоря, и не просил ничего. Просто пришел засвидетельствовать свое присутствие и то, что он снизошел до того, чтобы прийти в Храм и помолиться. А молитва – это не снисхождение к Богу, а наше смирение перед Ним. Это наша просьба, плач и слезы, это наши скорби от нашей неправильной жизни. И ничего такого не было у фарисея.

_____Церковь нам опять показывает, что наступает то время, когда нужно задуматься особенно о своей внутренней сущности. Когда нужно подумать, а как мы живем, есть ли у нас хоть чуточку милости к ближнему, есть ли у нас вера в Бога, и можем ли мы просить милости у Него?

_____И вот, с чувством покаяния, которое Церковь предлагает в лице мытаря, Господь призывает нас к тому, чтобы и мы воззрели на свою греховность, потрудились для того, чтобы очистить свою душу и предстать пред Богом во внутренней чистоте и милости к ближнему   вместе с верой в Бога.

_____Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.