Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о слепом. 2011 г.

31 июля 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!
Евангельское повествование о слепом последнее из воскресных в пасхальном ряду. Его Церковь приводит нам в пример, чтобы мы посмотрели на себя, подумали над тем, видим ли мы Бога, общаемся ли с Ним или совершенно Его не замечаем.
Спаситель однажды шел, встретил слепого от рождения и сотворил чудо. Это было не исцеление, а именно чудо, потому что этот человек родился без глаз, без органов зрения. Бывает, люди рождаются без рук, без ног, а он родился без глаз. Его не нужно было исцелять, это была не болезнь, а отсутствие глаз. Нужно было их сотворить. Это мог совершить только Бог, и Господь творит глаза слепорожденному. Берет прах земной, как когда-то при сотворении первых людей, вдыхает в него животворящую благодать, приставляет к тем местам, где должны были быть глаза, и посылает слепого умыться в купальню Силоам, вода которой считалась у иудеев чудотворной. «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9:1-7). Была суббота, слепого встретили законники и фарисеи и стали допытываться, потому что молва прошла среди народа по всему Иерусалиму о Том, Кто его исцелил. «А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря» (Ин. 9:14-16). Эти люди не обрадовались тому, что человек получил зрение, новые глаза, а показали, что они кроме злобы в своем сердце ничего не имеют. Впоследствии бывший слепой встретил Спасителя и уверовал в Него. «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9:35-38).
Как же так получается? Законники и фарисеи всю жизнь учились, с детства изучали много различных наук. А слепорожденный не умел ни читать, ни писать, практически никогда не видел окружающего его мира и вдруг оказался ближе к Богу? И даже очень разумно отвечал ученым мужьям. Он говорил: «Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин. 9:25). И от века не слышано, чтобы кому-то вернули глаза, сотворили их. Господь говорит: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39).
Наверное, речь идет не о зрении телесном, внешнем, а о чем-то другом. Господь сказал: «Я свет миру» (Ин. 9:5). У нас есть телесные очи, но мы видим только тогда, когда вокруг нас все наполнено светом. Если нас поместить в абсолютную темноту, то, несмотря на то, что мы имеем глаза, мы ничего не увидим. Потому что вокруг нас не будет света. Наличие органов зрения не значит, что мы что-то видим. Для того чтобы увидеть, нам нужны еще какие-то обстоятельства. Но кроме внешнего у каждого человека, как говорят святые, есть духовное зрение, духовное видение. Это духовное видение тоже не у всех бывает. Человек должен был пребывать в духовном видении как прародители в Раю, когда их наполнял свет Божественной благодати, и они в этом свете по-другому видели не только Бога, но и весь окружающий мир. Видели суть вещей, суть животных, давали им имена по их внутренней сущности. Впоследствии человек лишился этого духовного зрения, потому что лишился света Божественной благодати. Если душа у человека так же, как наше внешнее зрение, находится в полной темноте, то она совершенно ничего не видит. Человек не видит Бога, даже если Он стоит рядом. Человек не видит ничего. Он неправильно воспринимает окружающую природу, даже себя не видит. Потому что и себя нужно увидеть во свете Божественной благодати. Господь сказал: «Аз есмь путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14:6). Он является источником нашей внутренней жизни. Если мы, несмотря на наше образование, воспитание и какие-то внешние обстоятельства, не трудимся для того, чтобы в нашем сердце поселился свет Божественной благодати, то мы внутренне слепы. Будем ли мы учиться всю жизнь, еще чем-то заниматься, но будем внутренне духовно слепы. Господь сказал: «Се стою и стучу у дверей вашего сердца» (Откр. 3:20). Чтобы открыть двери сердца для света Божественной благодати, человеку нужно потрудиться. ____Господь стучит, а мы не открываем двери своего сердца. Не потому в нас темно, что Господь не замечает нас, проходит мимо, а потому, что мы затворены внутри. А чтобы отворить себя внутренне, необходимо потрудиться. Господь сказал: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). В чем же заключается труд? Он заключается в тех условиях, которые создаются в Церкви: в молитве, посте, добрых делах, милосердии, терпении болезней и скорбей, своем внутреннем воспитании. Кто-то говорит: это не важно, то не важно и лишается всего. Оказывается, это очень важно, потому что без этого наше сердце так и останется слепо. Так же, как у законников и фарисеев, которые знали Священное Писание, все законы наизусть, но не видели Бога. А простые рыбаки, Апостолы, неученые, многие просто неграмотные, оказались выше их, потому что двери их сердца были распахнуты для Бога. Потому что они трудились над собой, плакали и сокрушались как апостол Петр о своих ошибках. Потому что они в своей простоте так же, как евангельский слепорожденный, встречались с Богом, и вера сразу их изменяла.
Божественная благодать, ее свет, попадая в душу и сердце, совершенно изменяет нас, преображает человека. Бывает, жили в семье двое: один уверовал, стал ходить в храм, причем не формально, а начал жить церковной жизнью, и вдруг они стали как будто чужие. Потому что один живет с Богом, в Боге, а другой не знает духовной жизни, для него все это чуждо. Он лишен радости общения с Творцом и пребывает во тьме. Он несчастный и не может никак этого понять. Блаженство Царствия Божиея «внутрь вас есть», как сказал Спаситель. Начинается оно здесь, когда мы открываем двери своего сердца для Божественной благодати, Божественного света и любви. Тогда Господь поселяется в нашем сердце, изменяет нас совершенно, и у нас появляется особое духовное зрение, мы по-другому воспринимаем мир и все окружающее, даже все события, которые с нами случаются. Потому что у нас появляется другой разум — духовный.
А тот, кто духовно слеп, этого никогда не поймет. Он может бесконечно спорить и доказывать, что суббота выше счастья человека, которому даровали глаза. До безумства доходят, потому что не понимают и не видят ничего. Такие же и многие из нас. Вместе живем, а отношение ко всему совершенно разное в зависимости от нашей веры, от того Божественного света, который в нас.
Есть рассказ об одном нищем, который лежал в канаве с водой и бесконечно радовался и в холоде, и в голоде. Господь трижды посылал Ангела, чтобы взять его в Небесные обители, а он каждый раз отказывался, потому что уже здесь, в канаве, он жил с Богом, и у него в душе было Царствие Божие. А если у нас этого нет, то нашему общению с Богом все мешает. Ой, что-то заболело, что-то укололо, еще что-то произошло. Несчастные мы люди и даже не знаем об этом.
Одному праведнику было видение. Он был восхищен в райские обители. Здесь он увидел прекрасные места. Подошел к одному пребывающему там и спросил: «Кто ты такой и как сюда попал?» Он ему ответил: «Всю жизнь я трудился, был работником у очень злого человека, но никогда не обижался на его оскорбления и даже побои, а всегда радовался даже, когда он мне не платил зарплату. И вот теперь я здесь». Он подошел к другому, который пребывал в этих же обителях, говорит: «А ты как сюда попал?» Тот ответил: «Я болел очень тяжелой болезнью, но никогда не роптал, всегда радовался и благодарил Бога». Потом этому праведнику показали другие обители, не такие благоукрашенные. Он увидел там людей, подошел к одному и спрашивает: «А ты как сюда попал?» Он говорит: «Я всю жизнь, практически с детства, жил в монастыре, стал монахом, потом меня поставили епископом, и вот я оказался здесь».
Мы сами, независимо от нашего социального, общественного положения, от высоты послушания, создаем себе Царствие Божие. И заслуга будет зависеть от наших трудов, а не от нашего положения здесь, на земле. Не от нашего образования, не того, чему мы научились, а от того, что мы сделали и насколько мы трудились для Бога.
Сегодня Церковь нам показывает, что мы сами при наличии глаз можем быть абсолютно слепы и не видеть Бога. А можем и в немощи, и в скорби быть рядом с Ним, жить вместе с Ним, видеть Его даже лучше, чем своего соседа, своих близких и знакомых. Это зависит от нас, от нашей жизни, от того, как мы раскроем для Бога двери своего сердца, своей души. Постараемся потрудиться так, чтобы Господь светом Божественной благодати просветил наше сердце, мы Его узрели и жили вместе с Ним, пребывая в блаженстве уже здесь, на земле.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.