Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю свв. отец. 2020 г.

13 января 2020

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня мы отмечаем память святых отцов ветхозаветных, которые стремились к тому, чтобы послужить пришествию в мир Спасителя. И мы слышали родословие, но это родословие не Спасителя. Это родословие Иосифа, Обручника. Но, тем не менее, это родословие является документом, который показывает людям, что Господь воплотился, что Он был истинный Человек, что Он родился, жил, как и все люди, и что мы имеем возможность знать Его жизнь, подражать Ему, стремиться жить так же, как Он.

И мы должны знать Его жизнь, потому что мы желаем быть вместе с Ним, желаем быть в Его Царствии Божием и поэтому должны слушаться Его, подчиняться, знать Его святые заповеди, исполнять эти заповеди, любить Его, потому что Он нас больше возлюбил. Он уничижил себя, сошел с Небес для того, чтобы нас вознести на Небо.

Это родословие, которое мы сегодня слышали, имеет продолжение. Нам напоминается, что есть род Христов, который был в Ветхом Завете. А род в Завете благодати, который дал Господь, это все его последователи. Мы причащаемся Его Тела и Крови, становимся Ему единокровными, входим с Ним в близкое родство, называем себя Его рабами, христианами. И мы знаем, что Его Пречистая Матерь, Богородица к некоторым святым так обращалась: «И этот от сродства нашего». Так Она говорила преподобному Серафиму Саровскому. Конечно же, преподобный Серафим по плоти никак не был родственником и не мог им быть. Но теперь родство иное. Теперь родство по духу, по нашей жизни во Христе и со Христом.

Апостол Павел так и говорил, что у него такая близость и любовь к Богу, что уже не он живет, а Христос внутри него живет. «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). К этому должны стремиться все христиане, чтобы наша жизнь была не просто подражанием жизни Спасителя, а чтобы Он нами руководил, чтобы Он пребывал постоянно в нашей жизни, чтобы все слова, дела и поступки сочетались с Его учением. И Господь тогда принимает людей. Принимает нашу жизнь. Потому что мы, читая Ветхий Завет, никак не можем понять, почему два брата Каин и Авель приносили жертву Богу, у одного Он принял жертву, а у другого нет. Почему были два брата Исав и Иаков, близнецы, и одного Господь возлюбил, а другого нет. Почему Апостолом был Иуда, но погиб, а Савл был гонителем, но стал Апостолом, а тот погиб. А это потому, что все зависит от нашей жизни, особенно наше духовное родство. Господь не предопределяет нашу жизнь. Просто мы своей жизнью избираем или близость к нему или удаление. Предопределения в жизни нет.

Святые отцы говорили так. Божие отношение – это как зеркало. Смотрит человек в зеркало, и оно отражает ту реальность,  которая существует. Просто смотрит в зеркало, оно просто отражает его лицо, смеется, улыбается, и в зеркале смеется и улыбается, повернулся – и в зеркале повернулся. Так и Господь. Он знает нашу жизнь и определяет отношение Его к нам. Не Он, допустим, кого-то возлюбил или возненавидел, Каина или Авеля, а мы своей жизнью показываем свое отношение к Нему. И отражается наша жизнь как в зеркале, и мы определяем свое будущее.

Сегодня мы слышали родословие, и будем знать, что и мы можем войти в этот золотой список, если будем верными рабами Христовыми. Если мы будем любить Его, если мы будем стремиться, чтобы в нас, как в апостоле Павле, был Христос, и чтобы наша жизнь во всем соответствовала Его учению и заповедям.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.