Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 19-ю по Пятидесятнице, свв. отцов VII Вселенского Собора.

02 ноября 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня мы чтим память святых отцов VII Вселенского Собора. Этот Собор особенный, до него Соборы рассматривали в основном догматические вопросы: тринитарные,     Христологические, разъясняли людям понятие Троицы, говорили, что Христос истинный Бог и истинный Человек, составили  Символ веры, разъяснили то, что Матерь Божия является истинной Богородицей. А этот Собор установил празднование святых икон.

Когда все догматические вопросы были рассмотрены, тогда диавол нашел другую сторону борьбы с Православием. Так как в это время появилось мусульманство, которое так же, как иудейство, отрицало всякие изображения. Потому что язычники привыкли поклоняться различным предметам, небесным телам, людям, зверям, то в Ветхом Завете, в иудействе и затем в мусульманстве запрещены какие-либо изображения.

В Православии иконы появились еще при жизни Спасителя и Божией Матери. Мы помним чудесное изображение Спасителя на плате, отправленное Эдесскому правителю. В первые века сохранились изображения Спасителя и Божией Матери в Римских катакомбах, потому что Римляне часто делали скульптуры различных великих и замечательных людей, которых расставляли на дорогах, на площадях, на перекрестках, которых почитали, и такое почитание перешло, как вы знаете, в католичество.

 И вот, появилась ересь, что иконы тоже являются предметом поклонения. Доски являются предметом поклонения. Седьмой Вселенский Собор отверг это и сказал, что наше  почитание не досок, не красок, а наше почитание умозрительное и возносится к Первообразу, к тем живым людям, Ангельскому      миру, Спасителю, которые пребывают на Небесах. Мы их почитаем, молимся им, просим защиты, помощи, обращаемся к Божией Матери. Седьмой Вселенский Собор установил, как изображать Спасителя и Божию Матерь. То есть, установил каноничность икон, как писать, какие должны быть прорези, изображения. Поэтому мы видим в различных Православных церквях изображения Спасителя, и Божией Матери, которых множество, но которые практически совпадают. По своей канонике они все совпадают и являются подражанием тем изображениям, которые сохранились еще в Римских катакомбах. Мы знаем, что иконы создают особый мир на земле. Как создать такую обстановку, чтобы почувствовать, что ты находишься не на земле, а на Небе в ином мире. Присутствие икон приучает людей с самого малого возраста к почитанию святых, к тому, что есть иной мир, который нам недоступен, но в котором пребывают те, кто когда-то жил на земле, но любил Бога, исполнял Его святые заповеди, а теперь удостоились быть вместе с Ним и пребывают в вечном блаженстве. И мы знаем, что, когда мы приходим в Храм, и здесь иконы создают особую обстановку,  когда нам создаются условия, что мы не можем ни о чем другом думать, как только о Небесном, о Творце, о тех людях, которые когда-то трудились, молились, а сейчас помогают нам, защищают нас, которые вместе с нами просят Бога, помогают в наших просьбах и в нашей обыденности и в жизни.  Естественно, что мы не можем и не должны    были никогда отказываться от того, к чему привыкает наш глаз, наше зрение. Эти иконы учат нас всему. Они открывают нам многие Божественные истины. Праздничные иконы показывают нам, какой праздник, что совершается в этот день. То есть, это начало учебы каждого человека, каждого христианина. Если человек даже не может читать, слышать, то своим зрением он познает многие Божественные тайны.

 Мы сегодня почитаем отцов, которые утвердили иконопочитание, которые сказали всем и всему миру, что это особое творение Божие. Божия Матерь, когда святой апостол Лука писал Ее образ, сказала, что благодать Ее Сына будет вечно пребывать с этим образом. И мы знаем, что Божественная благодать пребывает на многих иконах, от которых свершаются различные чудеса.

В житии святых святителя Димитрия Ростовского под 11 октября по старому стилю, то есть, несколько дней назад, рассказывается такой случай. В 765 году в городе Берите (сейчас Бейрут – столица Ливана) продали дом, но забыли икону Спасителя. Дом купил иудей и не заметил этой иконы. Но когда пришел к нему друг, то он заметил икону Спасителя, рассказал иудеям, и те начали над ней глумиться. Они стали протыкать руки, ноги и ребра Спасителя, и вдруг неожиданно из ран стала истекать Кровь и вода. Они стали собирать Божественную Кровь и подумали: «А может быть, на самом деле христиане правы, и от иконы могут совершаться чудеса». Стали прикладывать ее к различным больным, и начались массовые исцеления в этом городе. И все иудеи этого города обратились в Православие.

Мы прославляем иконы, почитаем их, но обращаемся не к доскам и не к краскам, а к тем личностям, к Первообразу, которые изображены на доске. Обращаемся к живым людям, которые пребывают в вечности, которые реально живут, существуют, слышат нас, видят нас и помогают нам. И мы молимся Святым отцам и всем подвижникам, чтобы Господь и впредь через свои иконы оказывал нам помощь, помогал нам, учил, и мы подражали жизни святых и исполняли заповеди Божии.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ