Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 11-ю по Пятидесятнице. 2007 г.

31 декабря 2007

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь, дорогие братия и сестры, Начало и Творец всего, по Своей неизреченной любви сотворил Небо и Землю, растения, птиц и животных, создал человека и дал ему все необходимое для блаженной жизни, служения Богу и прославления Его. Он милостиво cошел на землю и Своими Крестными страданиями искупил от грехов падшего человека.
По Своем Воскресении Он обещал вечное пребывание в Раю всем тем, кто следует за Ним, соблюдая заповеди о любви к Богу и ближним. Человек, живя в этом мире, пользуется дарами Божиими, а также опытом, накопленным человечеством, результатами трудов других людей, помощью и поддержкой ближних. Помня все это, мы должны понимать, насколько мы обязаны Богу и ближним.
Но человек очень часто и в молодости, и в зрелом возрасте, и в старости начинает возмущаться и бунтовать. С этим мы сталкиваемся очень часто, потому что в Храм приходит много людей, которые не понимают, что они обязаны Богу своей жизнью и своим существованием. Они возмущаются, ищут какой-то справедливости, какого-то уважения к себе, стараются жить по своим принципам. На основе этого возмущения возникают различные учения, партии, которые живут по своему уставу, по собственной «библии», по вымышленным, ложным законам. И это не ново, все это было с самого начала человечества. Ещё Адам пытался выяснять какие-то отношения с Богом, оспаривал свои обязанности, противился своими желаниями, пытался обвинить в чем-то Бога. Часто человек не осознает, что за малый труд ради Бога он получит благо вечное, о котором говорит Апостол: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9), благо, которое дарует Господь человеку как дар, как подарок.
Мы сегодня слышали Евангельскую притчу о нашей человеческой неблагодарности. Был один заимодавец, который призвал своего раба, задолжавшего ему огромную сумму: в Евангелии называется сумма, которой в те времена не владели даже князья и цари. Однако господин простил весь долг этому рабу, а тот пошел, нашел своего товарища, который должен был ему совсем немного, и стал с него требовать этот малый долг, посадил за неуплату в темницу, за что и был наказан господином. Евангелие напоминает нам, чтобы мы, будучи людьми грешными, не забывали о том, что наши долги перед Богом — это огромная, ничем не искупаемая сумма наших грехов, нашего непослушания, нашей лени. Мы же забываем об этом, пытаемся кого-то осудить, кого-то наставить на путь истинный, часто делая это по своей злобе, а не по любви.
В одной из древних летописей есть рассказ о том, как к одному епископу привели женщину, которую взяли в прелюбодеянии. В то время в христианских общинах епископ исполнял роль судьи и поэтому должен был её судить. Этот епископ попросил принести ему кусок холста, отдал его женщине и сказал: «У тебя будут трудные роды. Если ты умрешь, — этот холст будет тебе саваном; если останешься в живых, -он пригодится твоему младенцу». После этого он отпустил женщину. А так как он судил не один, а вместе с избранными людьми и так как многие ждали наказания для согрешившей женщины, то одна мнившая себя благочестивой девица закричала: «Этот епископ неправ! Он безумный!». Епископ ответил: «Я много лет провел в пустыне, чтобы быть «безумным» и отвергнуть мирскую справедливость». Своим решением он напомнил согрешившей женщине о смерти, о мимолетности жизни, надеясь, что она будет сокрушаться и плакать о своем грехе, будет просить у Бога покаяния в ожидании того, что Господь ей пошлет.
Известны и другие случаи. В одном храме прислуживали две девицы, бывшие сестрами и выполнявшие различную работу по храму. Они много трудились, но постоянно кого-то осуждали. Практически всех, кто приходил в храм, они своими злыми языками осуждали, пытались чему-то научить, делая это не по любви, а по своей гордыне и злобе. В древности был обычай хоронить тех людей, которые служили при храме и посвятили этому всю свою жизнь, внутри храма. После кончины сестер их похоронили в храме. И когда служилась Литургия, то все видели, как из их гробниц поднимались две тени и после слов священника «оглашенные, изыдите» удалялись из Храма. Об этом происшествии доложили епископу. Епископ собрал всех тех, кого осуждали эти покойные девицы, отслужил службу, после которой вместе с народом вознес молитвы о прощении этих двух безумных девиц, считавших себя выше других и начавших уже здесь, на земле, боготворить себя, тем самым лишая себя христианского звания рабов Божиих, рабов Христовых. Лишь после этого всеобщего прощения тени из гробниц перестали появляться. Это означало, что Господь их простил и принял в Свои обители.
Нам, дорогие братия и сестры, Церковь напоминает Евангельской притчей о том, что своей жизнью, своим существованием, своей вечностью мы обязаны Богу; о том, что перед Ним мы всегда в долгу, всегда виновны; что мы должны смирять в себе бунтарский дух, живущий в каждом из нас и проявляющийся в разное время и в разном возрасте, не забывая, что все наши болезни, наши трудности и все, происходящее с нами в этой временной жизни, — лишь вехи на пути либо к Богу и Царствию Небесному, либо прочь от Него. Не будем предаваться унынию и нерадению. Постараемся следовать учению Святых Отцов говоривших, что «должно держать свой ум в аде, сознавая свои немощи и грехи, но не отчаиваться, а надеяться на милость Божию». Станем в своей жизни больше следить за собой, тем более что мы не имеем послушания церковного, наставлять других, а постараемся исправляться и смиряться перед Богом, готовить себя к вечности, ибо жизнь наша очень коротка.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.