Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на празднование Казанской иконы Божией Матери. 2016 г.

31 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Блаженны слышащие Слово Божие и хранящие Его» (Лк.11:28).

После Бога Его Слово является величайшим, оно живо и действенно, как сказано в Священном Писании, оно имеет необыкновенную силу, действует на ум и сердце человека. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Поэтому всегда, когда мы празднуем день памяти Божией Матери, мы слышим эти слова. Потому что с самого раннего детства любимым Ее занятием было чтение книг Священного Писания. Она размышляла над ними. Ее сердце воспринимало Божественную мудрость, Божественную красоту, которая заключается в словах Божиих. Эти слова Она хранила, как впоследствии слова своего Сына. И каждый человек, когда соприкасается, вникает в слова Божии, понимает, насколько велико их значение не только для человека, но и для мира, который содержится Словом Божиим и основан на этом Слове. Человек начинает меняться. Он чувствует, насколько велик Бог, даже Его Слово, которое существует вечно, и ни одно слово Божие не пропадает и не уходит в безвестность, а остается в вечности. Поэтому Господь, когда пришел на землю, сказал: «Не нарушить пришел Я, но исполнить.         Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (5:17-18).

Божия Матерь, когда вникала в Божественные слова, понимала величие Божие, Ее сердце наполнялось смирением, послушанием. Она понимала, что кроме смирения и послушания ничего мы не можем Богу уделить. Она говорила только то, что «призрел Он на смирение Рабы Своей» (Лк. 1:48). А сам Господь говорит о Себе: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем» (Мф. 11:29). И в Божией Матери соединились эти две величайшие добродетели: добродетель познания Слова Божия, восприимчивость его и полное ему послушание и смирение.  

Наш ум, слабый, немощный, может иметь противоречие, обман, а Слово Божие никогда не имело и не имеет никаких противоречий. В нем нет никакой лжи. Оно истинно, и поэтому сказано, что если человек даже  одну букву от себя присоединит к словам Божиим, то он будет наказан, во-первых, потому, что всякое наше слово – это обман и непонимание Божественного величия, а во-вторых, что такое наше слово по сравнению со Cловом Божиим?

Божия Матерь воспринимала Божественную благодать, и Господь Ее возвеличил. Возвеличил так, что Она стала величайшей из всех творений Божиих. Но в то же время Ее смирение не дает Ей возможности успокаиваться, как это бывает в человеческом обществе. Чем выше человек поднимается, тем меньше он старается заботиться о ком-либо и о чем-либо. А смирение перед Богом наоборот заставляет человека трудиться неустанно, поэтому Она неустанно трудится и пребывает с нами на земле. Она ходит по нашей греховной земле, видит наши беды, скорби, наши радости, наши добродетели, наши безобразия, добро и зло, правду и беззаконие и заботится о каждом из нас. Она и сегодня пребывает с нами.

Преподобный Нифонт Новгородский как-то раз во время Богослужения видел, как Божия Матерь во время Ее прославления на девятой песни, когда пели «Честнейшую» ходила невидимо по храму и тем, кто усердно молился, раздавала различные подарки. Она и сейчас с теми, кто Ее прославляет, просит Ее защиты, нуждается в Ее помощи. Поэтому мы обращаемся к Ней как к Заступнице рода христианского. Это Она пребывает с нами и помогает нам ежедневно, ежечасно.

А мы, дорогие братья и сестры, ответить Ей можем только тем, что будем слушаться Ее Сына,  Ее прославлять и стараться так же, как и Она, слагать в своем сердце Слово Божие и со смирением и послушанием служить Ее Сыну.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?