Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона


О Храме

Храм  Живоначальной Троицы в Конькове 
I. Историческое обозрение.

«Церкви — единственные здания, говорящие нам
о прошлом и обещающие уцелеть в будущем,
носящие на себе печать прочности и стремления
к красоте. И эта внешняя красота — лишь символ
красоты внутренней. Господствующее положение
Дома Божия над жилищами человеческими
говорит нам о великой собирательной силе <…>.
Его прочность и стройность и блеск его крестов…
гласят о первенстве потребностей духа над
нуждами житейскими. Зовущий голос его
колоколов — голос иного, лучшего мира…»
(С.А. Рачинский)

Храм Святой Живоначальной Троицы в Конькове находится в Юго-западном районе Москвы, включенном в черту города в 1960 г. Прежде село Коньково состояло в Сосенском стане Московского уезда, в 14-ти верстах от Москвы по Старой (Большой) Калужской дороге. Храм назывался Сергиевским, и только в 1991 году, при возобновлении, был освящен во имя Святой Троицы.
В XII в. на месте современного Конькова существовало славянское поселение.
В XVII в. по сторонам Старой Калужской дороги находилось два села — Коньково-Сергиевское (Серино) и Коньково-Троицкое, и в каждом из них была своя церковь. В первом — во имя прп. Сергия, Радонежского чудотворца, а во втором — в честь Живоначальной Троицы.
Наиболее ранним известным владельцем Сергиевского, которое в то время называлось деревней Серино «на вражке», был боярин Петр Никитич Шереметев, назначенный воеводой в бунташный Псков в 1606 году. Там же осенью 1609 г. он был удавлен в тюрьме. В 1619-1620 гг. деревня Серино была пожалована стольникам Федору и Дмитрию Михайловичам Толочановым. По описи, проводившейся в 1621-1627 гг., в деревне был «двор помещиков, а во дворе живет прикащик Ромашка Григорьев да деловые люди Осипко Степанов да Мишка Афонасьев». С 1652 года владельцем усадьбы остался только Ф.М.Толочанов. Его сын окольничий Семен Федорович Толочанов в 1690 году выстроил существующий ныне храм, освященный во имя преподобного Сергия Радонежского По церкви село стало называться Сергиевским.
Об этом в приходной окладной книге Патриаршего Казенного приказа, хранящейся в Московском Архиве министерства юстиции, находится запись: «в прошлом 7198 году мая в 21 день, по указу Великих Государей <Иоанна и Петра> и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина, велено новопостроенныя церкви Сергия Радонежского чудотворца, которую построил окольничий Семен Федорович Толочанов в Московском уезде, в Сосенском стану, в вотчине своей, в сельце Серине, на попа с причетники дани положить, по указанной статье, с дворов попова 4 деньги, дьячкова и просвирницына по деньге, с вотчинникова 6 денег, с 20 дворов деловых людей по деньге со двора, да по памяти из Поместного Приказу, за приписью дьяка Анисима Невежина, какова прислана в Каменный приказ, о справке к той церкви с церковной земли, с 10 четвертей по 3 деньги с четверти, с 10 копен сена по 2 деньги с копны, всего дани 13 алт. 1 ден. Заезда гривна. И в нынешнем 7202 году (1694) по указу патриарха и по выписке казначея старца Паисия Сийскаго , велено с той церкви данныя деньги имать с 7202 (1694) году. И февраля в 20 день, те данныя деньги за нынешний 7202 (1694) год взято; платил к той церкви ставленник в попы Иосиф Яковлев, принял Ивашко Неустроев».
Церковь была усадебной, выстроенной в стиле «нарышкинского барокко», характеризующегося обилием декоративности, пышности и величия. Она включала небольшой четверик храма, несущего восьмерик и главку на барабане, с северо-востока находился прямоугольный алтарь, и, как полагают специалисты, такой же прямоугольный притвор был с противоположной стороны. Трапезной не имелось; колокольни особой не было, и колокола висели на западной стене церкви. Внутри стены были хоры и на них с западной стороны окно, из которого производился звон, кроме того, в ней была устроена каменная лестница на хоры. Храм был поставлен алтарем на северо-восток, на Троице-Сергиеву Лавру — место трудов и подвигов прп. Сергия, где и почивают его мощи. По преданию, Преподобный побывал на месте, где находилось село Серино, и освятил его своими молитвами, желая основать здесь монастырь. Но по откровению свыше о том, что здесь будет многолюдно, ушел на гору Моковец.
Усадебные постройки в это время и позже были деревянными. В 1808 году к храму была пристроена теплая трапезная.
Впоследствии село принадлежало внучке Семена Толочанова княгине Настасье Васильевне Голицыной, муж которой князь Сергей Алексеевич Голицын при императрице Елизавете Петровне был московским губернатором. Позже имение перешло к их детям.
Первоначально при Сергиевской церкви прихода не было. До 1771 года церковь именовалась домовою, а с 1772 г. сделалась приходской, так как к ней приписали две деревни — Беляево-Дольнее и Деревлево, прежде принадлежавшие к церкви Святой Троицы, что на Воробьевых горах. По причине отдаленности и неудобного сообщения прихожане этих деревень просили московское епархиальное начальство приписать их к храму села Сергиевского.
Население села Сергиевского в 1790 году состояло из дворовых людей помещика полковника Федора Ивановича Боборыкина, всего 29 человек в одном дворе, и трех дворов церковных. В приходе числилось 19 дворов деревни Беляево и 20 дворов деревни Деревлево, всего 116 душ мужского пола и 142 женского пола.
В 1803 году, по упразднении штата причта церкви с. Конькова, ее прихожане были приписаны тоже к селу Сергиевское. По Экономическим примечаниям 1769 г. Московского уезда за № 248 значится: «село Коньково — собственность Ея Императорского Величества: 13 дворов 101 душ мужеского пола. Церковь каменная в честь Святой Живоначальной Троицы. Дом каменный с службами, регулярным садом и зверинцем». Это имение было куплено Императрицей Екатериной вследствие просьбы крестьян и жалоб их на жестокое обращение с ними помещицы, и, в память их освобождения, воздвигнут в с. Конькове каменный обелиск, который был установлен на том самом месте, где Императрица приняла прошение крестьян. (Белокаменный обелиск стоял до 1972 г., затем перенесен в музей архитектуры в Донском монастыре).
В тяжелую годину 1812 г. Троицкая церковь с. Конькова была разрушена французами отступавшими по старой Калужской дороге и, вследствие невозможности поправки, в 1813 г. с разрешения Московского Епархиального начальства была до основания разобрана; оставшийся материал от Троицкой церкви употреблен на устройство колокольни, ограды со святыми воротами и церковной сторожки при храме с. Сергиевского. Утварь и земля также были переданы храму с. Сергиевского.
В 1818 году усердием помещика Алексея Федоровича Ладыженского на левой стороне в трапезной церкви прп. Сергия Радонежского был устроен придел в честь положения Честныя Ризы Богоматери во Влахерне; до устроения трапезной на этом месте были погребены родители помещика. Второй придел во имя святителя Филиппа, митрополита Московского, устроен в 1848 г. на средства московского купца Ивана Филипповича Бакланова.
Из описи октября месяца 1813 г. имущества храма с. Сергиевского видно, что в 1813 г. существовала каменная колокольня, на которой было 5 колоколов, из них большой в 25 пудов, 2-й в 4 1/2, а прочие один другого меньше. Из той же описи видно, что до 1842 года жертвователями на храм и его украшение состояли: Елена Александровна Солехенова, Иван Михайлович Бонаков, Степанида Федоровна Анисимова, Павел Николаев, московская купчиха Маремьяна Васильевна Жильцова.
В 1821 году вокруг церкви выстроили кирпичную ограду.
Земли при церкви было 1 дес. 1150 кв. саж., пахотной 28 дес. 1098 кв. саж., покосной 2052 кв. саж., под березовою рощей 2 дес. 400 кв. саж., да в той же березовой роще под кладбищем 1 дес. 50 кв. с., под Большою Калужской дорогой 1160 кв. саж., под полуистоком 780 кв. саж., а всего удобной и неудобной земли 33 дес. 1940 кв. саж., за исключением неудобных мест удобной земли остается 31 дес. 1150 кв. саж.
Известный историк И. Токмаков уточняет, что по состоянию 1893 года «дома у священнослужителей собственные деревянные, построены на церковной земле. Приход церкви с. Сергиевское состоит из прихожан означенного села (т.е. Сергиевского-Конькова) и деревень: Дольнее-Беляево, Деревлево, Брехово (Брюхово), заключает в себе 159 дворов, 439 душ м. п., 454 ж . п. <…> К числу святынь, особо местно чтимых, относится икона прп. Сергия, на которой в ковчеге находится часть мощей помянутого святого, возлагаемая при молебном пении на молящихся». Как отмечает тот же И. Токмаков: «В 1830, 1847, 1848 холерные годы болезнь беспощадно губила людей. А в приходе храма прп. Сергия Радонежского умерших было всего 3 человека. С тех пор, в память об избавлении и сохранении жителей от напасти, ежегодно совершалось прихожанами молебное пение местно чтимому образу прп. Сергия Радонежского не только на площадях, но и в домах прихожан. Особенно почиталась икона прп. Сергия жителями тех сел, где жестоко свирепствовала холера» .
В 1895 году владельцем усадьбы был генерал-лейтенант Н.Ф. Ладыженский. Последними владельцами имения были потомственные почетные граждане Ирошниковы.
Красочное описание Сергиевского в конце XIX в. оставил историк Д.О. Шеппинг: «На правой стороне большой дороги, против коньковских дворов, красуется на возвышенном месте березовая роща с правильно засаженными аллеями, принадлежавшая, вероятно, к парку графа Воронцова; ныне часть ее обращена в деревенское кладбище. Посредине рощи большой курган, и по ту сторону, на склоне большого оврага, имеется множество невысоких доисторических курганчиков… В этой роще бывает 5 июля народное гуляние. Далее идет усадьба, ныне купца Ирошникова, и церковь Сергия с церковными домами, но без крестьянских усадеб. На стенах и дверях церкви видны доныне следы французских пуль 1812 г». 
Сергиевское и Коньково славились яблоневыми и вишневыми садами, «весьма редко, как писал тот же Д. О.Шеппинг, встречающимися в таком изобилии у наших подмосковных мужичков; и обязанных, вероятно, своим происхождением прежним барским садам».

В 1928 году храм был еще действующим. К 1935 году относятся уникальные фотографии, запечатлевшие облик храма незадолго до закрытия. Кроме самого храма на снимках виден стоявший рядом с южной стороны двухэтажный дом священника, в котором с 1880 года было открыто приходское училище, а с 1884 года — начальное земское училище, попечителем которого был владелец с. Узкого князь П.Н. Трубецкой.

 

II. «…И память их в род и род…».

«…блаженны… умирающие в Господе …
они успокоятся от трудов своих, и дела
их идут вслед за ними.(Откр. 14, 13)»
(С.А. Рачинский)

Рассказывая об истории храма Троицы Живоначальной в Конькове, нельзя не упомянуть тех священнослужителей, чей кропотливый и самоотверженный труд на протяжении более чем двух столетий созидал приход, чей молитвенный подвиг привлекал благочестивых жертвователей, тех, кто нес свет Евангельской истины жителям окрестных деревень, трудился на ниве народного просвещения, духовно поддерживал свою паству в тяжелые для нашего Отечества годы.
Первым ставленником во священники к церкви Сергия Радонежского Чудотворца с 1694 по 1717 гг. был, согласно приходным и переписным книгам Московского уезда, священник Иосиф Иаковлев. Имел сыновей Иоанна (также бывшего Сергиевским священником с 1717 по 1756 гг.); Иоанна младшего и Тимофея (диакона церкви прп. Сергия). Умер в 1717г. .
Согласно тем же приходным и переписным книгам в эти же годы служил священником Сергиевской церкви Гавриил Евтихеев .
20 марта 1717 г. перехожая память по подписанию на заручной челобитной Преосвященного Стефана Митрополита Рязанского и Муромского к Сергиевской церкви на место умершего отца дана Иоанну Иосифову.
Первоначально, в 1716 году, Иоанн Иосифов был посвящен во священника к церкви Казанской Пресвятой Богородицы, в село Богородское-Воронино, Московского уезда Пехрянской десятины, в вотчину князя И.А. Голицына. Преосвященным Алексием Епископом Сарским и Подольским ему была дана ставленная поповская грамота за подписанием Преосвященного Стефана Митрополита Рязанского и Муромского.
В 1728 г. о. Иоанн овдовел. 27 апреля 1733 г. он получил третью Епитрахельную память на три года по заручной челобитной князя С.А. Голицына.
14 августа 1739 г. ему была дана Епитрахельная память на шесть лет по прошению князя С.А. Голицына.
В 1756 г. священник Иоанн Иосифов был пострижен в Московском Знаменском монастыре .
В эти же годы (1717-1756) диаконом Сергиевской церкви служил брат священника Тимофей Осипов.
С 1756 по 1771 гг. настоятелем храма был священник Василий Иванов, состоявший прежде дьячком верхней церкви Спаса Нерукотворенного Образа с. Покровское (Фили) Загородской десятины. 18 марта 1756 г. посвящен Преосвященным Филимоном Епископом Грузинским по прошению тайного советника и московского губернатора князя С.А. Голицына. Исправлял требы по просьбам крестьян деревень Деревлево и Беляево, состоявших в приходе к селу Воробьеву, Загородской десятины, дворцовой Коломенской волости.
Умер с женой 14 ноября 1771 г..
6 марта 1772 г. священником к Сергиевской церкви был назначен Иоанн Алексеев, сын диакона Казанской церкви с. Богородского Пехрянской десятины Алексея Тимофеева. 19 июня 1765 г. он был определен в пономаря Сергиевской церкви: в стихарь посвящен членом Синода Преосвященным Тимофеем, Митрополитом Московским. В 1772 г. Преосвященным Николаем Митрополитом Грузинским произведен во диакона 16 февраля в приходе церкви Воскресения Христова в Кадашах; во священника -15 февраля в церкви Спаса Нерукотворенного Образа с. Спасского (Катово) Московского уезда Селецкой десятины. Был женат на дочери священника Василия Иванова Марье, сиротствующие дочери священника Василия Иванова находились на его попечении.
С 1781 по 1792 гг. священником храма с. Сергиевского служил Алексей Петров. В Клировых ведомостях 1785 г. имеется запись: «Священник Алексей Петров 31 лет, в школах не обучался, грамота имеется, в чтении и пении хорош, женат, состояния хорошего». В 1792 г. выбыл к Спасобожедомской церкви на Пречистенке. Умер в 1799г.

С 1792 по 1842 гг. совершал служение в Сергиевском храме протоиерей Димитрий Яковлев Воздвиженский. Родителями его были священник Иаков Иванов и Аксинья Яковлева, дочь священника. По окончании нескольких классов он обучался в Троицкой семинарии: поэзии, риторике, философии, Богословию и языкам: латинскому, французскому и немоцкому. В 1791 г. окончил богословский курс в Лаврской семинарии. 1 февраля 1792 г. посвящен во священника к Преображенской церкви в с. Савине Вохонской десятины. 21 октября 1792 г. переведен к церкви Преподобного Сергия с. Сергиевского Московской округи и определен в депутата. 17 декабря 1796 г. утвержден благочинным. В 1812-1813 гг им освящены после нашествия Наполеоновских войск церкви: Борисоглебская в с. Зюзино, Николаевская в Котлах, Николаевская в с. Сабурово, Казанская в с. Коломенское, Троицкая на Теплых Станах, Знаменская в Садках, Живоносного источника Пресвятой Богородицы в с. Царицыно, Троицкая в с. Черемушки, Казанская и придел Иоанна Предтечи в с. Богородском (Узкое).
В 1830 г. во время свирепствования в Москве холеры командировал священников Сергиевского благочиния: А.И. Синайского для исправления треб в лазаретах Рижского и Тульского пехотных полков за небытностью полкового священника во все продолжение оцепления столицы, С.И. Максимовского — для напутствия во временной больнице, учрежденной в деревне Кижуновой при обсервационной заставе над водяною коммуникацией. Представил ведомости по благочинию о родившихся детях, которым была привита предохранительная оспа во второй половине 1830 г.
16 января 1834 г. произведен в протоиерея по предписанию Высокопреосвященнейшего Филарета Митрополита Московского Преосвященным Николаем Викарием Московским за долговременное прохождение благочиннической должности в Покровском придельном храме церкви Живоначальной Троицы в Зубове Пречистенского сорока.
Имел знаки отличия: бронзовый Крест в память 1812 года, фиолетовую скуфью (20 января 1827 г.).
Из родившихся 14 его детей четверо умерло во младенчестве. Трое его сыновей приняли священнический сан.
В мае 1842 г. уволен за штат. Умер 10 апреля 1843 г. в возрасте 72 лет и погребен духовным отцом Знаменского монастыря иеромонахом Ионой на отведенном кладбище. 

В 1843 г. настоятельство Сергиевского храма принял священник Иоанн Иоаннов Зерченинов. Родился он в Москве 4 января 1818 г. Отец его, Иоанн Гаврилов, был дьячком Николоявленской церкви Пречистенского сорока, мать, Наталья Тимофеева, была дочерью пономаря Николаевской церкви в Ваганькове Никитского сорока. Учился будущий священник в Спассо-Андрониевском уездном училище. Затем обучался в Московской семинарии наукам: богословским, философским, риторическим, историческим, математическим; языкам: латинскому, греческому, немецкому и еврейскому. По окончании курса наук в 1840-м году выпущен с аттестатом 2-го разряда. Произведен во священника к Сергиевской церкви Высокопреосвященнейшим Филаретом Митрополитом Московским 26 февраля 1842 г., посвящен Преосвященным Виталием Епископом Дмитровским 21 мая 1842 г. Грамота была дана за подписанием Высокопреосвященнейшего Филарета Митрополита Московского.
15 апреля 1860 г. им было открыто при храме училище, в котором безвозмездно обучались дети приходских крестьян (34 мальчика), состоявших в удельном ведомстве: чтению, письму, Закону Божию, арифметике и нотному пению. В 1873 г. училище было закрыто из-за издания Московским уездным училищным советом новой программы, неудобоисполнимой для сельских приходских священников как преподавателей. Являлся духовником благочиния с 1865 по 1889 гг.
В 1873 г. по прошению к Высокопреосвященнейшему Иннокентию Митрополиту Московскому и Коломенскому получил разрешение вырезать каждогодно 12 сажень дров из церковного леса для отопления своих домов. Лес этот был выращен «старанием настоящего приходского священника отца Зерченинова и соблюден его заботами и бдительным охранением от похищений в продолжение 31-го года его священства» .
В январе-феврале 1887 г. по его сведениям для Императорского Археологического Общества была составлена метрика о церкви. Умер 7 июня 1889 г. от паралича. 
В 1889 г. священником храма прп. Сергия был назначен протоиерей Гавриил Шумов, сын священника Предтеченской церкви с. Ярогюлча Волоколамского уезда Федота Георгиева.
Окончил курс учения в Вифанской Духовной семинарии в 1860 г.
во 2-м разряде. В 1861 г. Высокопреосвященнейшим Митрополитом Филаретом определен во священника к Покровской церкви с. Ошейника Волоколамского уезда. 
В 1889 г. Высокопреосвященнейшим Митрополитом Иоанникием переведен в село Коньково Московского уезда. Служил законоучителем в Ошейнинской земской школе с 1874 г., с 1889 г. в Коньковской школе.
Награжден по службе: в 1872 г. — по народному образованию — 25 р., в 1874 г. — благословением Святейшего Синода; в 1874 г. -набедренником; в 1885 г. — скуфьею; в 1886 г. — орденом Св. Анны 3 ст. Представлен 11 сентября 1893 г. к камилавке благочинным, поскольку «Немало потрудился над возобновлением и украшением приходского храма и на пути народного просвещения».
В мае 1898 г. произведен в протоиереи.
26 июля 1911 года прихожане села Сергиевского-Конькова Московского уезда с разрешения Его Высокопреосвященства торжественно чествовали своего пастыря о. протоиерея Г.Ф, Шумова по случаю исполнившегося пятидесятилетия его служения в священническом сане. Священник Московской архидиакона Стефановской, при Дворянской богадельне, церкви Н.Г. Шумов произнес глубоко прочувствованное слово о многотрудности пастырского служения вообще, а в наших селах в особенности, и упомянул при этом о заслугах юбиляра для прихода.
Церковный староста — помещик М.Н. Ирошников поднес юбиляру святую икону с изображением прп. Сергия, сооруженную на средства свои и собранные от прихожан, в дорогой серебряно-вызолоченной ризе, с почтительной просьбой принять оную в знак признательности духовных детей за ревностное, благоговейное служение юбиляра у Престола Божия в их приходском храме.
В августе 1912 г. уволен за штат. Сыновья: Сергей, протоиерей Московской Богородицкой, что при больнице Гааза, церкви Ивановского сорока; Николай, священник Московской архидиакона Стефановской, при Дворянской богадельне, церкви; Василий, Сергиевский священник (с 1912 г.). Умер Гавриил Шумов 3 марта 1914 г. в возрасте 78 лет, погребен близ церкви. 
Последним настоятелем храма перед закрытием был сын Сергиевского протоиерея Гавриила Шумова — священник Василий Шумов.
Он окончил курс Вифанской Духовной семинарии в 1901 г. С января 1902 г. — учитель Полтевской церковно-приходской школы, с 1 сентября 1902 г. по май 1903 г. — учитель Эринской церковно-приходской школы Подольского уезда.
28 мая 1903 г. Высокопреосвященнейшим Владимиром
Митрополитом Московским определен во священника к Троицкой, села Ельдигина, церкви Дмитровского уезда. 12 июля 1912 г. Высокопреосвященнейшим Владимиром Митрополитом Московским переведен к Сергиевской церкви. 
Награжден: 6 мая 1910 г. набедренником — за ревностное преподавание Закона Божия, 6 мая 1915 г. фиолетовою скуфьею — за усердную и полезную службу для церкви; к празднику Пасхи 1918 г. камилавкою; в 1921 г. наперсным крестом.
В 1927 г. сыновья его принимали участие в работе пекарни Коньковской сельскохозяйственной производительной артели «Культтруд».

 

III. Возрождение.

«Во дворех Твоих Господи, вернии,
колена душ и телес преклонше, воспеваем
Тя Безначальнаго Отца, и Собезначальпаго Сына,
и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа,
просвещающаго и освящающаго души паша»
(Стихира на «Господи воззвах» службы праздника Пятидесятницы)

Возрождение храма Живоначальной Троицы в Конькове началось с 1990-х годов. Группа верующих и деятельных людей образовавли православную общину и стали добиваться ее регистрации и хлопотать о передаче здания храма русской Православной Церкви. Члены «двадцатки» (зарегистрированной 4 апреля 1990 г.) обращались в различные организации, побывали на приемах у многих руководителей районных и городских властей, провели опрос жителей окружающих домов об их согласии на открытие православного храма. Большинство (70%) высказалось за его открытие.
28 февраля 1990 г. Черемушкинский райисполком г. Москвы принял решение о передаче здания церкви Живоначальной Троицы в Конькове православной общине. 24 декабря 1990 г. Мосгорисполком прекратил арендный договор с Институтом Физики Земли и принял постановление об освобождении им здания церкви. Ордер на занятие помещения был выдан 14 января 1991 г.
Начался нелегкий и кропотливый труд по восстановлению разрушенного храма и духовному становлению прихода.
Первым настоятелем храма был иерей Валентин из храма Иоанна Воина на Якиманке. Тогда же были избраны и первые органы управления общины.
С марта 1991 г. к настоятельским обязанностям по Указу Святейшего Патриарха Алексия II приступил протоиерей Георгий Красноложкин.
К первой после долгого перерыва Пасхальной службе 1991 г. храм был приведен в соответствие с церковными требованиями: была произведена очистка помещения от посторонних материалов и строительного мусора, установлен временный иконостас, приведен в порядок купол основного храма, приобретены необходимая церковная утварь, Священные книги, колокола для звонницы. И праздник Светлого Христова Воскресения показал, как велика тяга людей к Православию: сотни жителей района пришли помолиться в возобновляемый, еще носящий на себе раны безбожного прошлого храм. Богослужения возобновлены в апреле 1991 г. Главный престол освящен в 1991 г. иерейским чином во Имя Живоначальной Троицы. В 1996 г. устроен приставной престол во имя Преподобного Сергия Радонежского. 
Весной 1992 г. при храме была создана воскресная школа. Это было продиктовано насущной необходимостью: храм расположен в густонаселенном районе, а люди десятилетиями были лишены слова о вере.
В 1994 г. храм Живоначальной Троицы в Конькове отметил свое 300-летие. В этом же году для храма на пожертвования прихожан был написан одним из священнослужителей г. Москвы образ прп. Сергия — святого, особо почитаемого с древних времен.
Были выделены средства для реставрации от Правительства Москвы.
К 1998 г. был восстановлен второй ярус колокольни и установлен на ней полный чин колоколов (самый большой колокол — 40 пудов). Установлены позолоченные кресты на основном храме, алтаре и колокольне. Начато возведение постоянного иконостаса. Изготовлен, установлен и освящен Поминальный Крест на территории храма и художественное оформление к нему — каменная плита в виде книги с выбитыми фамилиями воинов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, из деревень Коньково, Беляево и Деревлево.
В сентябре 1998 г. в храм Живоначальной Троицы в Конькове Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был назначен настоятелем — иеромонах Максим (Рыжов). С этого времени, несмотря на прекращение финансовой помощи со стороны городских властей, строительные и реставрационные работы стали проводиться более интенсивно.
К весне 1999 г. был построен дом причта с трапезной, канцелярией, подсобными и подвальными помещениями для хранения церковной утвари. Дом отвечает всем требованиям современного комфорта, к нему подведены городские коммуникации: электричество, холодная и горячая вода, центральное отопление и канализация, т.е. созданы все условия для работы и отдыха причта.
Вылечены местами зараженные грибком и оштукатурены заново своды и стены храма. В 2000 г. полностью выполнена побелка, обновлено убранство алтаря. Была заменена электрика и построена электрощитовая, установлены белокаменные детали четверика и шестерика храма. Крыша храма была полностью покрыта медью. Приобретены новые облачения для Престола и Жертвенника в алтаре и для священнослужителей.
Благоустраивается и прилегающая к храму территория. Устроена автостоянка для транспорта, заасфальтирована площадка для устроения столов при освящении куличей и пасх. Построена и оснащена сторожка, электрощитовая, заасфальтированы площадка перед входом, дорожки к дому причта и сторожке. Отремонтировано и оснащено всем необходимым помещение просфорни.
К 2004 г. полностью завершены фасадные и кровельные работы. Воссоздана белокаменная резьба, укреплены кресты, здание храма заново отштукатурено, отшпаклевано и окрашено, главы украшены золочеными подзорами. Выполнены фундамент и два крыльца из гранита с перилами, на храме установлены 20 м сливных медных труб. Над всеми входами установлены козырьки и выложены цветные мозаики. Эти духовные образы, выполненные в стиле древней Византийской мозаики, призваны подготовить входящего в храм к молитвенному общению с Богом. Образ Святой Живоначальной Троицы над главным входом первым встречает верующих. Днем и ночью теплится перед ним лампада, освещая Таинство благословения и принятия Жертвы, помогая передать особый, возвышенный и полный чистоты и покоя горний мир. Над боковыми входами расположены мозаичные изображения Небесного покровителя храма преподобного Сергия и святителя Филиппа, в честь которого существовал престол с правой стороны трапезной.
Осуществляется внешнее освещение храма, и он в любую погоду и время года производит яркое и праздничное впечатление.
Полностью обновлен интерьер храма: стены отштукатурены и окрашены, установлены иконы высокого иконостаса, ажурная резьба его колонн и киотов покрыта позолотой и теперь величественный шестиярусный иконостас предстает во всем своем великолепии. Московским иконописцем А.В. Вахрамеевым написаны новые иконы. Учитывая то, что размеры храма невелики, образа скомпонованы по четыре в резных инкрустированных деревянных киотах, увенчанных крестами. Вдоль стен установлены деревянные полированные панели. Сделан дубовый балкон для хора. В целом современное внутреннее убранство храма отличается необыкновенной гармонией и красотой, здесь «все свято, все действенно, врачует и спасает благодатью». 
Успешное проведение работ по восстановлению храма и деятельность прихода были отмечены Священноначалием. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к Пасхе 2001 года настоятель храма иеромонах Максим возведен в сан игумена, а в 2004 году отмечен Орденом Святого Благоверного князя Даниила Московского III степени.
В храме совершается регулярное Богослужение, согласно расписанию: утреня, часы и Литургия по будним дням; всенощное
бдение и две Литургии по воскресным дням и великим праздникам. Ежедневно совершаются требы. Каждое воскресенье в 17 часов
служится вечерня с акафистом преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу. Пение акафиста общенародное.
Красота богослужений и воссоздаваемое благолепие привлекают сотни верных богомольцев. Число прихожан с каждым годом заметно возрастает, в праздничные дни храм уже не вмещает всех верующих.
Большое внимание уделяется духовному просвещению жителей района.
В воскресной школе в настоящее время обучается около 100 человек (одна взрослая и четыре детские группы).
Занятия ведутся по следующим дисциплинам: Богословские — Закон Божий, история Русской святости, церковно-славянский язык, основы Православной веры, церковное пение, православное искусство, патрология, литургика; художественные — бисероплетение, керамика.
Учащиеся воскресной школы принимают участие в ежегодных Пасхальных фестивалях Андреевского благочиния и в Московском Международном форуме «Одаренные дети», один из учеников дважды награжден дипломом лауреата форума в номинации «Юные богословы».
Забота о детях также является неотъемлемой частью жизни храма.
На протяжении нескольких лет воскресная школа сотрудничает с ГКУ ЦССВ «Юнона» и общеобразовательной  школой № 113. Устраиваются совместные Рождественские и Пасхальные концерты. Воскресная школа контактирует с другими воскресными школами благочиния. При храме имеется стенд, посвященный деятельности воскресной школы. Школа финансируется за счет средств храма.
Прихожане храма проводят регулярные беседы катехизаторского характера в библиотеке, школах, детских садах и школах-интернатах. Священники проводят огласительные беседы с крещаемыми и регулярно крестят детей в Государственном Казенном учреждении «Центр Содействия Семейному воспитания «Юнона» при Департаменте труда и социальной защиты населения г. Москвы и встречаются с учащимися.  У храма имеется интернет-сайт и страницы в популярных соцсетях, куда поступают вопросы от людей разных национальностей из многих стран. Настоятель храма  регулярно на них отвечает.
При храме работает библиотека духовной литературы, фонды которой насчитывают около 10 тысяч томов. Библиотека работает три дня в неделю с 12.00 до 17.00. Постоянно записанных читателей более 720, и количество их растет, кроме того, ознакомиться с православной литературой в библиотеку приходят многие посетители. Запись производится по предъявлению паспорта. Книги выдаются на дом.
Приход регулярно оказывает помощь бездомным, инвалидам, многодетным семьям, одиноким старикам и другим нуждающимся одеждой, обувью, продуктами питания. В ведении завхоза имеется специальное помещение для хранения и выдачи этих предметов.
Приход храма также оказывает материальную помощь другим храмам и монастырям.

Построен комплекс приходских строений с приписным Крестильным храмом в честь Богоявления Господня.

Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 12 апреля 2021 года при храме Живоначальной Троицы в Конькове г. Москвы учреждено Представительство Кишиневско-Молдавской митрополии.

Патриаршим указом настоятелем Троицкого храма в Конькове назначен митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, с освобождением от должности настоятеля храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. 

В 2015-2021 гг. Представительство действовало при храме Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах.

Официальное представительство Кишиневско-Молдавской митрополии в Москве учреждено распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 сентября 2015 года при храме Введения во храм Пресвятой Богородицы, Патриаршем подворье в Барашах г. Москвы, для окормления молдавской диаспоры, проживающей в столице Российской Федерации.

 

IV. Заключение.

Заложенный в XVII в. как небольшая домовая церковь храм прп.Сергия пережил годы как расцвета, так и бесхозности, поругания и запустения. В наше время, когда большая часть современного общества утратила нравственные и духовные ориентиры, знаменательно то, что восстанавливаются Православные святыни, возрождается духовная жизнь и все больше и больше людей самого разного возраста и положения имеют возможность приступать к церковным Таинствам.

Верим, что, по милости Божией и Небесному предстательству отца нашего преподобного Сергия, трудами и молитвами настоятеля, причта и благочестивых прихожан храм  Живоначальной Троицы в Конькове станет истинным украшением современного района, явится духовным, социальным и просветительским центром для нынешнего и будущих поколений православных христиан.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?