Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

О Храме

Храм Троицы Живоначальной в Конькове 
I. Историческое обозрение.

«Церкви — единственные здания, говорящие нам
о прошлом и обещающие уцелеть в будущем,
носящие на себе печать прочности и стремления
к красоте. И эта внешняя красота — лишь символ
красоты внутренней. Господствующее положение
Дома Божия над жилищами человеческими
говорит нам о великой собирательной силе <…>.
Его прочность и стройность и блеск его крестов…
гласят о первенстве потребностей духа над
нуждами житейскими. Зовущий голос его
колоколов — голос иного, лучшего мира…»
(С.А. Рачинский)

Храм Святой Живоначальной Троицы в Конькове находится в Юго-западном районе Москвы, включенном в черту города в 1960 г. Прежде село Коньково состояло в Сосенском стане Московского уезда, в 14-ти верстах от Москвы по Старой (Большой) Калужской дороге. Храм назывался Сергиевским, и только в 1991 году, при возобновлении, был освящен во имя Святой Троицы.
В XII в. на месте современного Конькова существовало славянское поселение.
В XVII в. по сторонам Старой Калужской дороги находилось два села — Коньково-Сергиевское (Серино) и Коньково-Троицкое, и в каждом из них была своя церковь. В первом — во имя прп. Сергия, Радонежского чудотворца, а во втором — в честь Живоначальной Троицы.
Наиболее ранним известным владельцем Сергиевского, которое в то время называлось деревней Серино «на вражке», был боярин Петр Никитич Шереметев, назначенный воеводой в бунташный Псков в 1606 году. Там же осенью 1609 г. он был удавлен в тюрьме. В 1619-1620 гг. деревня Серино была пожалована стольникам Федору и Дмитрию Михайловичам Толочановым. По описи, проводившейся в 1621-1627 гг., в деревне был «двор помещиков, а во дворе живет прикащик Ромашка Григорьев да деловые люди Осипко Степанов да Мишка Афонасьев». С 1652 года владельцем усадьбы остался только Ф.М.Толочанов. Его сын окольничий Семен Федорович Толочанов в 1690 году выстроил существующий ныне храм, освященный во имя преподобного Сергия Радонежского По церкви село стало называться Сергиевским.
Об этом в приходной окладной книге Патриаршего Казенного приказа, хранящейся в Московском Архиве министерства юстиции, находится запись: «в прошлом 7198 году мая в 21 день, по указу Великих Государей <Иоанна и Петра> и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина, велено новопостроенныя церкви Сергия Радонежского чудотворца, которую построил окольничий Семен Федорович Толочанов в Московском уезде, в Сосенском стану, в вотчине своей, в сельце Серине, на попа с причетники дани положить, по указанной статье, с дворов попова 4 деньги, дьячкова и просвирницына по деньге, с вотчинникова 6 денег, с 20 дворов деловых людей по деньге со двора, да по памяти из Поместного Приказу, за приписью дьяка Анисима Невежина, какова прислана в Каменный приказ, о справке к той церкви с церковной земли, с 10 четвертей по 3 деньги с четверти, с 10 копен сена по 2 деньги с копны, всего дани 13 алт. 1 ден. Заезда гривна. И в нынешнем 7202 году (1694) по указу патриарха и по выписке казначея старца Паисия Сийскаго , велено с той церкви данныя деньги имать с 7202 (1694) году. И февраля в 20 день, те данныя деньги за нынешний 7202 (1694) год взято; платил к той церкви ставленник в попы Иосиф Яковлев, принял Ивашко Неустроев».
Церковь была усадебной, выстроенной в стиле «нарышкинского барокко», характеризующегося обилием декоративности, пышности и величия. Она включала небольшой четверик храма, несущего восьмерик и главку на барабане, с северо-востока находился прямоугольный алтарь, и, как полагают специалисты, такой же прямоугольный притвор был с противоположной стороны. Трапезной не имелось; колокольни особой не было, и колокола висели на западной стене церкви. Внутри стены были хоры и на них с западной стороны окно, из которого производился звон, кроме того, в ней была устроена каменная лестница на хоры. Храм был поставлен алтарем на северо-восток, на Троице-Сергиеву Лавру — место трудов и подвигов прп. Сергия, где и почивают его мощи. По преданию, Преподобный побывал на месте, где находилось село Серино, и освятил его своими молитвами, желая основать здесь монастырь. Но по откровению свыше о том, что здесь будет многолюдно, ушел на гору Моковец.
Усадебные постройки в это время и позже были деревянными. В 1808 году к храму была пристроена теплая трапезная.
Впоследствии село принадлежало внучке Семена Толочанова княгине Настасье Васильевне Голицыной, муж которой князь Сергей Алексеевич Голицын при императрице Елизавете Петровне был московским губернатором. Позже имение перешло к их детям.
Первоначально при Сергиевской церкви прихода не было. До 1771 года церковь именовалась домовою, а с 1772 г. сделалась приходской, так как к ней приписали две деревни — Беляево-Дольнее и Деревлево, прежде принадлежавшие к церкви Святой Троицы, что на Воробьевых горах. По причине отдаленности и неудобного сообщения прихожане этих деревень просили московское епархиальное начальство приписать их к храму села Сергиевского.
Население села Сергиевского в 1790 году состояло из дворовых людей помещика полковника Федора Ивановича Боборыкина, всего 29 человек в одном дворе, и трех дворов церковных. В приходе числилось 19 дворов деревни Беляево и 20 дворов деревни Деревлево, всего 116 душ мужского пола и 142 женского пола.
В 1803 году, по упразднении штата причта церкви с. Конькова, ее прихожане были приписаны тоже к селу Сергиевское. По Экономическим примечаниям 1769 г. Московского уезда за № 248 значится: «село Коньково — собственность Ея Императорского Величества: 13 дворов 101 душ мужеского пола. Церковь каменная в честь Святой Живоначальной Троицы. Дом каменный с службами, регулярным садом и зверинцем». Это имение было куплено Императрицей Екатериной вследствие просьбы крестьян и жалоб их на жестокое обращение с ними помещицы, и, в память их освобождения, воздвигнут в с. Конькове каменный обелиск, который был установлен на том самом месте, где Императрица приняла прошение крестьян. (Белокаменный обелиск стоял до 1972 г., затем перенесен в музей архитектуры в Донском монастыре).
В тяжелую годину 1812 г. Троицкая церковь с. Конькова была разрушена французами отступавшими по старой Калужской дороге и, вследствие невозможности поправки, в 1813 г. с разрешения Московского Епархиального начальства была до основания разобрана; оставшийся материал от Троицкой церкви употреблен на устройство колокольни, ограды со святыми воротами и церковной сторожки при храме с. Сергиевского. Утварь и земля также были переданы храму с. Сергиевского.
В 1818 году усердием помещика Алексея Федоровича Ладыженского на левой стороне в трапезной церкви прп. Сергия Радонежского был устроен придел в честь положения Честныя Ризы Богоматери во Влахерне; до устроения трапезной на этом месте были погребены родители помещика. Второй придел во имя святителя Филиппа, митрополита Московского, устроен в 1848 г. на средства московского купца Ивана Филипповича Бакланова.
Из описи октября месяца 1813 г. имущества храма с. Сергиевского видно, что в 1813 г. существовала каменная колокольня, на которой было 5 колоколов, из них большой в 25 пудов, 2-й в 4 1/2, а прочие один другого меньше. Из той же описи видно, что до 1842 года жертвователями на храм и его украшение состояли: Елена Александровна Солехенова, Иван Михайлович Бонаков, Степанида Федоровна Анисимова, Павел Николаев, московская купчиха Маремьяна Васильевна Жильцова.
В 1821 году вокруг церкви выстроили кирпичную ограду.
Земли при церкви было 1 дес. 1150 кв. саж., пахотной 28 дес. 1098 кв. саж., покосной 2052 кв. саж., под березовою рощей 2 дес. 400 кв. саж., да в той же березовой роще под кладбищем 1 дес. 50 кв. с., под Большою Калужской дорогой 1160 кв. саж., под полуистоком 780 кв. саж., а всего удобной и неудобной земли 33 дес. 1940 кв. саж., за исключением неудобных мест удобной земли остается 31 дес. 1150 кв. саж.
Известный историк И. Токмаков уточняет, что по состоянию 1893 года «дома у священнослужителей собственные деревянные, построены на церковной земле. Приход церкви с. Сергиевское состоит из прихожан означенного села (т.е. Сергиевского-Конькова) и деревень: Дольнее-Беляево, Деревлево, Брехово (Брюхово), заключает в себе 159 дворов, 439 душ м. п., 454 ж . п. <…> К числу святынь, особо местно чтимых, относится икона прп. Сергия, на которой в ковчеге находится часть мощей помянутого святого, возлагаемая при молебном пении на молящихся». Как отмечает тот же И. Токмаков: «В 1830, 1847, 1848 холерные годы болезнь беспощадно губила людей. А в приходе храма прп. Сергия Радонежского умерших было всего 3 человека. С тех пор, в память об избавлении и сохранении жителей от напасти, ежегодно совершалось прихожанами молебное пение местно чтимому образу прп. Сергия Радонежского не только на площадях, но и в домах прихожан. Особенно почиталась икона прп. Сергия жителями тех сел, где жестоко свирепствовала холера» .
В 1895 году владельцем усадьбы был генерал-лейтенант Н.Ф. Ладыженский. Последними владельцами имения были потомственные почетные граждане Ирошниковы.
Красочное описание Сергиевского в конце XIX в. оставил историк Д.О. Шеппинг: «На правой стороне большой дороги, против коньковских дворов, красуется на возвышенном месте березовая роща с правильно засаженными аллеями, принадлежавшая, вероятно, к парку графа Воронцова; ныне часть ее обращена в деревенское кладбище. Посредине рощи большой курган, и по ту сторону, на склоне большого оврага, имеется множество невысоких доисторических курганчиков… В этой роще бывает 5 июля народное гуляние. Далее идет усадьба, ныне купца Ирошникова, и церковь Сергия с церковными домами, но без крестьянских усадеб. На стенах и дверях церкви видны доныне следы французских пуль 1812 г». 
Сергиевское и Коньково славились яблоневыми и вишневыми садами, «весьма редко, как писал тот же Д. О.Шеппинг, встречающимися в таком изобилии у наших подмосковных мужичков; и обязанных, вероятно, своим происхождением прежним барским садам».

В 1928 году храм был еще действующим. К 1935 году относятся уникальные фотографии, запечатлевшие облик храма незадолго до закрытия. Кроме самого храма на снимках виден стоявший рядом с южной стороны двухэтажный дом священника, в котором с 1880 года было открыто приходское училище, а с 1884 года — начальное земское училище, попечителем которого был владелец с. Узкого князь П.Н. Трубецкой.

Страницы:

1 2 3 4
СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.