Календарь
10 августа — праздник в честь иконы Божией Матери «Смоленская»
Празднуемая ныне Смоленская икона Божией Матери именуется Путеводительницей (по-гречески Одигитрия). В период летних отпусков молящихся у этого образа становится больше, потому, что через Нее, послужившей Боговоплощению, открылся Путь к нашему спасению. Да не оставит нас и в земных странствиях, ограждая от враг видимых и невидимых…
Согласно Церковному Преданию первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами.
Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.
В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников» или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня — икона Богоматери — стала именоваться Одигитрией. Богоматерь — путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.
Одигитрия — название не только Смоленской иконы. Как утверждает Словарь изобразительного искусства, «древний, главный и самый торжественный тип изображения Богоматери». Существует немало изводов Одигитрии, отличающихся друг от друга некоторыми деталями и давших множество икон с различными названиями: Скоропослушница, Тихвинская, Иверская, Троеручица, Казанская.
Но есть общие для всех их черты: Богомладенец свободно сидит на руке Богоматери. Развернутые почти фронтально. Они не соприкасаются ликами. В левой руке Христа свиток; символизирующий Священное Писание, правая сложена в именословном благословении. Рука Пречистой поднята к Сыну в жесте, выражающем название этого иконографического типа — Одигитрия указывает на Того, Кто есть «Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6).
История Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрия”
Икона Богоматери Одигитрии «Смоленская» прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню.
Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.
В конце XIV или начале XV века икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат.
В 1514 году войсками Великого князя Московского Василия III Ивановича Смоленск отвоеван у Литвы. В память этого события в 1523 году князь недалеко от того места, где москвичи простились с иконой, основал Новодевичий монастырь.
28 июля 1525 года из Кремля в монастырскую церковь, освященную во имя Смоленской иконы Одигитрии, был торжественно перенесен тот список иконы, который хранился в Благовещенском соборе.
В 1927 году эту икону, благодаря ее богатому золотому окладу времени Бориса Годунова и жемчужной ризе, передали в Оружейную палату.
В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами, Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.
Список Смоленской иконы сохранился в Благовещенском соборе Московского Кремля, он датируется XV веком. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря находится список конца XVI в. Список, бывший в Бородинском сражении, помещен над захоронением князя М.И. Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
Говоря «Одигитрия», мы в первую очередь вспоминаем Смоленскую икону Божией Матери и именно в Ее праздник с особым чувством обращаемся к Приснодеве, как к нашей Путеводительнице.
Использованные источники:
http://www.patriarchia.ru
http://slovari.yandex.ru